3D сады


Выращивание кристаллов в домашних условиях из соли проект


Исследовательский проект "Выращивание кристаллов из соли в домашних условиях".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноармейская основная общеобразовательная школа»

Научно-практическая конференция

«Гумбольдские чтения»

Направление: химические исследования

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Выполнила: Махометова Самира

Перфильева Валерия,

ученицы 4 класса

Руководитель: Сенечак Юлия Викторовна,

учитель начальных классов

п. Красноармейский- 2014 год

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическая часть.

1.2. Как растет кристалл.

1.3 Применение кристаллов.

Глава 2. Практическая часть. 2.1 Выращивание кристаллов в искусственных условиях 2.2 Результаты экспериментаЗаключениеСписок литературы

Приложения

Введение

«Кристаллы, кристаллы,

Соцветья во мглу погружённой земли.

Когда расцвели вы,

На свете другие цветы не цвели.

Нацежен был мало-помалу

Из мрака лучистый хрусталь,

Чтоб стало под силу кристаллу

Вместить невместимую даль.»

Мигель де Унамуно.

Каждый день мы в своей жизни сталкиваемя с кристаллами. Где бы мы не находились дома, на улицы. В любое время года. На разных континентах.

Они повсюду.

Кристаллы льда и снега. Мы даже употребляем их в пищу. Сахар и соль. Кристаллы можно легко увидеть и без микроскопа. Они разной величины и формы. Красивые и загадочные.

Нам захотелось как можно больше узнать об этом чуде природы. Что это такое, как они появляются, какие бывают, чем они отличаются, как долго растут.

Актуальность . В ходе изучения мы узнали, что кристаллы можно вырастить самим. И этот процесс не требует особых усилий и затрат.Это и стало целью нашего исследования. В своей работе мы использовали всем известную соль.

Предмет исследования: Кристаллы соли.

Проблемные вопросы:

– Что такое кристаллы?

– Почему они растут?

– Чем нужно делать, чтобы они росли?

– Возможно ли вырастить кристаллы самим?

Цель исследования: научиться выращивать кристаллы соли в домашних условиях.

Задачи исследования:

  • изучить исторические сведения о кристаллах;

  • узнать о значении кристаллов в жизни человека;

  • подобрать дома и в школьной лаборатории доступное оборудование и сырье для производства кристаллов;

  • познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;

  • вырастить кристаллы соли;

  • изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета;

  • проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования

Мы предположили, что кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменять условия и растворять соль в воде, то можно получать кристаллы в домашних условиях.

Глава 1. Теоритическая часть.

Что же такое кристаллы?

Слово “кристаллос” у древних греков обозначало лед. Кристаллами обычно называют твердые предметы, образующиеся в природных или лабораторных условиях и имеющие вид многогранников.

Кристаллы образуются чаще всего из растворов или расплавов. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами. Поликристаллы состоят из отдельных мелких кристалликов (кристаллитов), а монокристалл – это крупный одиночный Почти все минералы представляют собой кристаллы. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа.

Кристаллы характеризуются строгими геометрическими формами и ограничены преимущественно гладкими плоскими гранями. В большинстве своем кристаллы мелки, отчасти даже микроскопически малы; но встречаются и гигантские экземпляры.

Форма кристалла зависит от его внутреннего строения.

В течение долгих столетий жизнь кристаллов казалась таинственной и неразрешимой загадкой.

В 1619 г. великий немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) обратил внимание на шестерную симметрию снежинок. Он попытался объяснить её тем, что кристаллы построены из мельчайших одинаковых шариков, теснейшим образом присоединенных друг к другу (вокруг центрального шарика можно вплотную разложить только шесть таких же шариков). Кристалл чудодейственен своими свойствами, он выполняет самые разные функции.

Кристаллография – наука не новая. У её истоков стоит М. В. Ломоносов. А вот выращивание искусственных кристаллов дело более позднее.

Всем известно, что издавна люди научились выращивать искусственные кристаллы — рубины. И используют их для изготовления ювелирных украшений и в качестве опор для вращающихся деталей в часовом механизме. А еще выращивают самые твердые на свете кристаллы — алмазы. В домашних условиях можно вырастить кристаллы из соли, сахара или медного купороса.

.

1.2. Как растет кристалл.

Для образования кристаллов необходимо, чтобы ничто не мешало им свободно и всесторонне развиваться, не теснило бы их и не препятствовало их росту.

Одни вещества образуют кристаллы легко, другие с большим трудом или вовсе не образуют кристаллов. Если охлаждение раствора медленное, то кристаллов образуется мало, и, постепенно обрастая частичками вещества со всех сторон, они превращаются в красивые кристаллики правильной формы. При быстром же охлаждении образуется много центров кристаллизации, и кристаллы получатся неправильной формы, и к тому же слишком мелкие.

Ещё очень важно, чтобы раствор не содержал посторонних частичек (пылинок и т. д.), иначе в растворе на них начнется кристаллизация, и в результате получится то же самое, что и при быстром охлаждении раствора.

 

Применяют кристаллы в разных областях. Самый твердый и самый редкий из природных минералов – алмаз. Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Сам алмаз можно резать, шлифовать и гравировать тоже только алмазом. Наиболее ответственные детали двигателей в автомобильном и авиационном производстве обрабатывают алмазными резцами и сверлами.

Рубин и сапфир относятся к самым красивым и самым дорогим из драгоценных камней.

Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. На полупроводниковых заводах тончайшие схемы рисуют рубиновыми иглами. В текстильной и химической промышленности рубиновые нитеводители вытягивают нити из искусственных волокон, из капрона, из нейлона.

Новая жизнь рубина - это, чудесный прибор наших дней. В 1960г. был создан первый лазер на рубине. Оказалось, что кристалл рубина усиливает свет. Лазер светит ярче тысячи солнц. Мощный луч лазера громадный мощностью. Он легко прожигает листовой металл, сваривает металлические провода, прожигает металлические трубы, сверлит тончайшие отверстия в твердых сплавах, алмазе. Эти функции выполняет твердый лазер, где используется рубин, гранат с неодитом. В глазной хирургии применяется чаще всего неодиновые лазеры и лазеры на рубине. В наземных системах ближнего радиуса действия часто используются инжекционные лазеры на арсениде галлия.

  • Появились и новые лазерные кристаллы: флюорит, гранаты, арсенид галлия и др.

  • Сапфир прозрачен, поэтому из него делают пластины для оптических приборов.

  • Основная масса кристаллов сапфира идет в полупроводниковую промышленность.

Кристаллы широко применяются для воспроизведения, записи и передачи звука.

И это ещё не всё. Применение кристаллов очень разнообразно.

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Выращивание кристаллов в искусственных условиях

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан не очень горячей воды и стали насыпать в воду соль по 1 чайной ложке, помешивая, чтобы соль быстрее растворялась. Добавляли соль в воду до тех пор, пока она не перестала растворяться. Когда заметили, что кристаллы больше не растворяются, добавили последнюю ложечку соли. Раствор процедили через фильтр (мы воспользовались салфеткой, можно взять промокашку или вату). Процеживать раствор обязательно, потому что соринки могут помешать росту красивых кристаллов. Поставили раствор охлаждаться. Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы.

Для того чтобы кристалл вырос крупным и ровным, потребовалось много времени, терпения и осторожности. За месяц - полтора можно вырастить довольно крупный кристалл. Для начала берут затравку - маленький кристаллик, который и станет центром кристаллизации. Но мы поступили проще: ниточку с маленькой гаечкой или камешком повесили на карандаше так, чтобы она погрузилась в раствор, но не касалась дна.

Поставили стакан и банку с раствором в место, где нет сквозняков. Уже через 2-3 дня грузик оброс кристаллами. Мы внимательно следили, чтобы раствора в банке хватило, для того, чтобы закрыть им кристалл: кристалл должен все время находиться в растворе. Кристаллы выросли за 2-3 недели, но их можно было бы выращивать и дольше.

Красивые кристаллы получались не сразу. Из книг мы узнали, что во время роста можно корректировать рост кристаллов, удаляя некрасивые наросты. Это делали ножом, соскабливая лишнее. Первые кристаллы, которые мы достали из раствора, очень быстро подсохли, через час покрылись белым налетом соли, а через несколько дней разрушились.

После неудачного первого опыта мы стали осторожнее. Когда кристаллы приняли красивый вид, вынули их из раствора.

2.2 Результаты эксперимента

Делая опыты с солью, мы пришли к следующим результатам:

  1. Кристалл можно вырастить, используя насыщенный раствор соли;

  2. Можно создавать декоративные украшения, используя рост кристаллов;

  3. Если погрузить кристалл в слабый солевой раствор, или в раствор, который не успел остыть, кристалл, к сожалению, разрушается.

Заключение.

В нашей работе мы попытались вырастить кристаллы в домашних условиях и открыть для себя этот удивительный мир кристаллов. Мы рассмотрели вопрос о том, как растут кристаллы в природе и как можно вырастить их в домашних условиях (на примере выращивания кристаллов соли). Изменяя внешние условия выращивания можно получить кристаллы разной формы, что было подтверждено экспериментально. 

Наша тема оказалась очень интересной, и если её изучать глубже, то она будет интересна каждому. Кристаллы загадочные и очень красивые. В нашей работе мы рассказали лишь малую часть того, что известно о кристаллах и их применении в настоящее время.

Проект "Выращивание кристаллов в домашних условиях" - презентация

1 МКУ «Худоеланская ООШ» Проектная работа на тему: «Выращивание кристаллов в домашних условиях» Выполнили: Петрова Ангелина, Салашнёва Настя ученицы 2 класса Руководитель: Рачкова Т.Н.

2 Зимой мы часто любовались покрытыми инеем деревьями, внимательно рассматривали снежинки во время снегопадов. И на одном из уроков окружающего мира мы узнали, что и иней, и снежинки это кристаллы, которые образовываются из паров воды. Нам стало интересно, а из чего ещё могут образовываться такие красивые кристаллы?

3

4 Кристаллы можно вырастить и в домашних условиях из соли, сахара, кальцинированной соды, медного купороса. Нужно помнить, что – это химические реактивы, поэтому работать с ними детям можно только под наблюдением взрослых!

5

6 научиться выращивать кристаллы поваренной соли и сахара в домашних условиях. Собрать сведения о кристаллах в интернете Подобрать дома доступное оборудование и сырье для выращивания кристаллов; Познакомиться с мерами безопасности при проведении экспериментов; Вырастить кристаллы поваренной соли и и сахара.

7 Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота. К ней всегда относились очень бережно и уважительно. В древнем Риме наёмным солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат. Михаил Васильевич Ломоносов писал, что в его время за 5 плиток соли можно было купить раба. Города, в которых добывали соль, стали называться Соль-Илецк, Соликамск, Усолье-Сибирское, Солигалич, Соледар.

8 Соль считали оберегом и наделяли защитными свойствами. Соль – это и символ дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать долгие отношения. Народная примета гласит: соль рассыпал – быть ссоре.

9 Налили в стакан не горячую воду, стали насыпать соль, до тех пор, пока она не перестала растворяться. Раствор процедили через фильтр, чтобы не осталось соринок, добавили красители. Остудили раствор. Взяли нитку, привязали мох, повесили на карандаше так, чтобы он погрузилась в раствор, но не достал дна. Поставили стакан с раствором в место, где нет сквозняков. Уже через 2 дня мох оброс кристаллами. Продолжаем наблюдать за ростом кристаллов.

10 «КОРАЛЛЫ» – это мох с кристаллами СОЛИ

11 Нагрели на плите воду, стали насыпать сахар, до тех пор, пока он не перестал растворяться. Раствор процедили через фильтр, чтобы не осталось соринок, добавили красители. Остудили раствор. Взяли палочку, смочили её, обваляли в сахаре, повесили на ниточке так, чтобы она погрузилась в раствор, но не достала дна. Поставили стакан с раствором в место, где нет сквозняков.

12 Уже на следующий день палочка заметно обросла кристаллами. Через неделю кристаллы сахара выглядели так:

13

14

15 кристаллы различных веществ имеют разную форму; на форму кристаллов влияет температура; на цвет кристаллов из соли и сахара повлияли красители;

16 мы учились работать с интернетом; освоили некоторые способы выращивания кристаллов; наблюдали рост кристалла; рассказали одноклассникам, как вырастить кристалл;

17

18

19

Выращивание кристаллов из соли в домашних условиях проект

Способы выращивания кристаллов в домашних условиях.

  • Из источников сети интернет мы узнали условия выращивания кристаллов:
  • Кристалл нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора
  • Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор
  • Отсутствие сквозняков
  • Неяркий свет
  • Отсутствие вибрации
  • Терпение
  • Как мы выращивали кристаллы из сахара и соли.

  • Налили горячую воду в стакан, насыпали пищевую соль и тщательно перемешали. Когда соль растворилась, добавили еще немного и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль не перестала растворяться. Получили насыщенный раствор соли.
  • Перелили полученный раствор в чистый стакан через марлю.
  • Приготовили нитку и опустили ее в раствор.
  • Далее раствор оставили для дальнейшего остывания.
  • Через 2 суток после начала опыта мы заметили, что кристалл начал расти. На нитке появился налет, больше похожий на осадок или пыль. Маленькие кристаллики начали формироваться на пятый день.
  • Через 25 дней мы вынули его из раствора, обсушили бумажной салфеткой.
  • Выращивание кристалла медного купороса

  • Медный купорос применяют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений, в промышленности – при производстве искусственных волокон, органических красителей.
  • Это вещество ядовито. Поэтому нужно работать с ним очень осторожно и тщательно мыть руки с мылом после работы с этим порошком.
  • Сделали концентрированный раствор. Для этого взяли теплую воду, растворили в ней столько медного купороса, сколько возможно.
  • Перелили через фильтр в другую чистую
  • Приготовили деревянную палочку и опустили ее в раствор.
  • Далее наш раствор поставили в темное место.
  • Через неделю, когда кристалл вырос достаточно большим, мы вынули его из раствора , обсушили бумажной салфеткой и покрыли кристалл бесцветным лаком, чтобы предохранить от разрушения на воздухе.
  • Работая над проектом, мы узнали, что кристалл- это твердое состояние вещества, имеет определенную форму, цвет и определенное количество граней. Познакомились с разнообразие кристаллов. Научились выращивать кристаллы, используя насыщенный раствор. Для этого мы использовали разные вещества: поваренную соль, медный купорос, сахар, воду.
  • Поняли , что для появления кристалла необходимо соблюдать точные инструкции и правила техники безопасности, быть терпеливыми и трудолюбивыми.
  • Из выращенных кристаллов мы изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов», создали презентацию с фотографиями, выступили перед учениками других классов.
  • В дальнейшем результаты нашего исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях
  • В ходе работы над проектом мы нашли ответы на все поставленные вопросы, сумели вырастить кристаллы, рассказали другим ребятам об итогах работы. Многим понравилось, некоторые заинтересовались нашими экспериментами.
  • Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты. Гипотеза исследования полностью подтвердилась: кристаллы многих веществ можно вырастить в домашних условиях.
  • Мы уверены, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учебе.
  • Белов Н.И. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов, Минск: «Харвест», 2009
  • Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго, М.:РОСМЭН, 2010
  • Интернет-ресурсы:
  • Геология Земли http:// www.kristaiiov/net/mineraly.html
  • multiurok.ru

    Проект «Выращивание кристаллов»

    Москаленко Анна Проект «Выращивание кристаллов»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 5

    «ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

    МБОУ СОШ №5 класс 4 «Г»

    Руководитель: Москаленко А. С.

    г. Светлый, 2014 год

    Часть 1. Общие сведения по вопросу 1.1 Кристаллы, встречающиеся в природе

    1.2 О чём говорят легенды

    1.3 Применение кристаллов в науке и технике

    Часть 2. Выращивание кристаллов в домашних условиях 2.1 Выращивание кристаллов медного купороса

    2.2 Практическая работа по выращиванию кристаллов

    Кристаллы — удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Кажется, что кристаллы — редкое явление, но на самом деле мы встречаем их везде на протяжении всей своей жизни. Это и снежинки зимой, и драгоценные камни в ювелирных изделиях. Мы строим дома из кристаллов, также едим кристаллы, лечимся ими, но, что самое главное – мы сами частично состоим из кристаллов. Соль, сахар, снег, лед, глина и песок, сотни других веществ – все это не что иное, как кристаллы.

    Нам стало интересно, возможно ли самим в домашних условиях вырастить кристаллы.

    Вот так и появился наш проект.

    Тема проекта «Выращивание кристаллов в домашних условиях»

    Цель: выращивание кристаллов в домашних условиях

    -изучить и систематизировать литературу по теме проекта;

    познакомиться со способами выращивания кристаллов;

    освоить методику выращивания кристаллов;

    провести наблюдения за процессом кристаллизации;

    создать мультимедийную презентацию по теме проекта

    выступить с результатами проекта перед одноклассниками, обучающимися школы

    Гипотеза:мы предполагаем, что вырастить кристаллы в домашних условиях возможно.

    Актуальность исследования: выращивание кристаллов интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных исследователей, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности, что немаловажно для тех, кто проводит эксперименты дома. Тщательная подготовка и выполнение оттачивают навыки в умении аккуратно обращаться с веществами и правильно организовывать план своей работы. А также неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких кристаллов, поэтому эта тема актуальна для современного человека. И может быть, проведенное нами исследование повлечет за собой осознанный выбор будущей профессии кого-нибудь из нас.

    Практическая значимость проекта состоит в создании классной коллекции «Кристаллы», составлении презентации с фотографиями выращенных кристаллов. Результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.

    1. Выбор темы проекта, целей, задач, выдвижение гипотезы.

    2. Сбор информации.

    3. Выращивание кристаллов.

    4. Оформление результатов исследования в форме мультимедийной презентации.

    5. Презентация результатов проекта на внеклассном мероприятии для одноклассников,

    6. Анализ полученных результатов.

    В недрах земли люди порой находят камни, имеющие удивительную форму – иногда кажется, что их кто-то специально выпиливал, затем полировал, чтобы они приобрели именно такую форму. Речь идет о многогранниках с плоскими гранями и прямыми ребрами. Правильность и совершенство формы этих камней, а также безукоризненная поверхность их граней часто поражают человека своей красотой. Иногда, смотря на их, нам трудно поверить, что они образовались сами без участия человека. Именно такие камни с природной, не сделанной руками человека, правильной, симметричной, многогранной формой и называются кристаллами. Так что же такое кристаллы?

    Слово «кристаллос» в переводе с греческого первоначально означало «лёд», а в дальнейшем «горный хрусталь». Удивительное сходство кристаллов льда и горного хрусталя было подмечено уже очень давно. В древности и в средние века думали, что кристаллы горного хрусталя и кристаллы льда – одно и то же, только лёд замерзает у нас на глазах, а горный хрусталь – лишь при особенно сильном морозе. Предполагали, что лёд становится хрусталём через тысячу лет, а хрусталь становится алмазом через тысячу веков.

    Но словом «кристалл» называют не только кристаллы замерзшей воды. Почти все камни, горные породы состоят из кристаллов. Руды металлов и сами металлы, выплавляемые из этих руд, соль, сахар и многое другое вокруг нас – это все кристаллические вещества. Самые красивые среди кристаллов – драгоценные камни.

    Первые сведения о горном хрустале мы находим у римского учёного Плиния Старшего (I век н. э., величайшего авторитета для учёных древности и средневековья.

    В древности кристаллам приписывали всякие необыкновенные свойства. Считали, например, что кристалл аметиста навевает счастливые сны.

    Изумруд спасает мореплавателей от бурь

    Сапфир помогает при укусах скорпионов.

    Алмаз бережёт от болезней.

    Топаз приносит счастье в ноябре.

    Гранат – в январе и т. д.

    Человека, укушенного змеёй, заставляли съесть толчёный изумруд. Можно себе представить, как это помогало больному! Так рассуждать могли только в те времена, когда ещё не умели проверять свои утверждения опытом.

    Древние обитатели Америки – инки – поклонялись как божеству большому кристаллу зелёного изумруда.

    Англичанин Джером Горсей, (прожил в России с 1573 по 1591 год, посетивший Москву в XVI веке, рассказал в своих записках, как царь Иван Грозный показывал ему свои драгоценные камни: коралл, бирюзу, алмаз, морион (дымчатый горный хрусталь, изумруд, яхонт лазоревый (сапфир, яхонт красный (рубин).

    (Иван Грозный показывает свои сокровища англичанину Горсею. Картина А. Д. Литовченко. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.)

    Что такое кристаллы?

    Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Частички, из которых состоит кристалл, в разных веществах выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.

    Изучением кристаллов занимается специальная (очень непростая) наука кристаллография; ее изучают в институтах и университетах, когда уже знают и химию, и физику и некоторые другие науки.

    Как образовались красивые кристаллы горного хрусталя, светящиеся многочисленными сколами кристаллы гипса нам с вами увидеть в природных условиях невозможно. Искусственные же кристаллы некоторых минералов ученые получают в лабораториях с помощью очень сложных приборов.

    Разнообразие кристаллов

    Гигантские кристаллы в

    шахте Найка, Мексика

    Кристаллы, которые залегают глубоко в земле, являются бесконечно разнообразными. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких природных многогранников достигают подчас человеческого роста. Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает нескольких метров.

    Бывают кристаллы маленькие, узкие и острые как иголки, но также могут быть громадной формы, на подобии величественных колонн.

    Иногда образуются дендриты — это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые.

    Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Недаром постоянно можно слышать выражения: «прозрачный, как кристалл», «кристально чистый».Кристаллы могут иметь и разные размеры.

    Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.

    Применение кристаллов

    Каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, в технике — поваренной, или пищевой, солью. Ни с чем несравнимый вкус соли человек оценил давно. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.

    Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище.

    Таблетки – это спрессованные кристаллы. Усвоение, растворение таблеток зависит от того, какими гранями покрыты эти микрокристаллики. Витамины, оболочка нервов, белки, и вирусы – это все кристаллы.

    Самый твердый и самый редкий из природных минералов — алмаз. Сегодня алмаз в первую очередь камень-работник, а не камень-украшение.

    Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни.

    Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. Кристалл кварца используется в телефонных трубках. А самая красивая, самая чудесная разновидность кварца — это и есть горный хрусталь т. е. прозрачные кристаллы кварца. Поэтому из прозрачного кварца делают линзы, призмы и др. детали оптических приборов.

    Кристаллы сыграли важную роль во многих технических новинках 20 в.

    Неотъемлемой частью нашей жизни стали мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры уже вытеснили пленочные фотоаппараты, жидкокристаллические телевизоры и мониторы постепенно изживают старые (В 1888 г. австрийский ботаник Реинедзер обнаружил, что при нагревании кристалл размягчался и в дальнейшем превращался в настоящую жидкость).

    И сейчас ещё часто люди, рассматривая чудесные, сверкающие, переливающиеся многогранники кристаллов, не хотят верить, что они созданы природой, а не человеком.

    Способы выращивания кристаллов в домашних условиях

    Удивительно, но выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних условиях. Самые популярные вещества, из которых выращивают кристаллы дома – это поваренная соль, морская соль, сахар и медный купорос.

    Существует всего два способа выращивания кристаллов в домашних условиях:

    1. путем выпаривания воды, в котором находится вещество;

    2. путем изменения температуры воды, охлаждения.

    Берется нужное вещество, готовится из него перенасыщенный (концентрированный) раствор, кладется в раствор так называемая затравка, мелкий кристаллик, и путем прилипания молекул вещества на затравку кристаллик растет. А чтобы молекулы прилипали, нужно либо остужать воду, либо выпаривать (можно и то, и другое). Быстрый способ выращивания кристаллов – это медленное охлаждение раствора.

    Для выращивания кристаллов нам потребовалось:

    морская соль для ванны

    Условия для выращивания кристаллов

    Кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.

    Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор

    Этап 1: Растворяем соль в подогретой воде

    Этап 2: Мешаем до полного растворения (до тех пор, пока соль не будет больше растворяться)

    Этап 3: Привязываем и опускаем в перенасыщенный раствор нитку

    Этап 4: Даём раствору остыть и ждём появление кристаллов

    Выращивание кристалла медного купороса

    Медный купорос применяют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений, в промышленности — при производстве искусственных волокон, органических красителей и др. Его можно купить в магазине «Все для сада и огорода», «Цветы».

    Работали вместе с учителем, т. к. это вещество ядовито. Нужно работать в перчатках и тщательно мыть руки после работы с порошком, растворами или кристаллами медного купороса.

    1. Сделали концентрированный раствор. Для этого взяли теплую воду, растворили в ней столько медного купороса, сколько возможно.

    2. Перелили через фильтр в другую чистую емкость.

    3. Далее наш раствор поставили в темное теплое место.

    4. Через трое суток после начала опыта на нитке появился кристалл медного купороса.

    5Через 3 недели, когда кристалл вырос достаточно большим, мы вынули его из раствора, обсушили бумажной салфеткой и покрыли кристалл бесцветным лаком, чтобы предохранить от разрушения на воздухе.

    Выращивание кристаллов пищевой и морской соли

    1. Налили горячую воду в стакан, насыпали пищевую соль в стакан и оставили минут на 5, предварительно помешав. За это время соль растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль не перестала растворяться. Получили насыщенный раствор соли.

    2. Перелили полученный раствор в чистый стакан через салфетку

    3. Приготовили затравку. Привязали ее к нитке и опустили в раствор.

    4. Далее раствор поставили в темное теплое место.

    5. Через 2 суток после начала опыта мы заметили, что кристалл начал расти. На нитке появился налет, больше похожий на осадок или пыль. Маленькие кристаллики начали формироваться на пятый день.

    6. Через 10дней мы вынули его из раствора, обсушили бумажной салфеткой и покрыли кристалл бесцветным лаком.

    Результаты выращивания кристаллов пищевой соли

    Работая над проектом, мы узнали, что кристалл – это твердое состояние вещества, имеет определенную форму, цвет и определенное количество граней. Познакомились с разнообразием и применением кристаллов. Научились выращивать кристаллы, используя горячий насыщенный раствор и специальные наборы. Для выращивания кристаллов мы использовали разные вещества: поваренную соль, медный купорос, пищевую соду и воду.

    Поняли, что для появления кристалла необходимо соблюдать точные инструкции и правила техники безопасности (не растворять вещества в посуде, в которой готовят пищу) быть терпеливыми и трудолюбивыми. Кристалл может достаточно долго храниться при правильной обработке.

    Из выращенных кристаллов мы изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов», создали презентацию с фотографиями, выступили перед одноклассниками.

    В дальнейшем результаты нашего исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и в других классах, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка в будущем.

    В процессе работы мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; освоили некоторые способы выращивания кристаллов, наблюдали за ростом кристаллов; усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов, изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов».

    В ходе работы над проектом мы нашли ответы на все поставленные вопросы, сумели вырастить кристаллы, рассказали одноклассникам и другим ребятам об итогах работы. Многим понравилось, некоторые заинтересовались нашими экспериментами.

    Конечно, не все было гладко. При изучении литературы возникла трудность в поиске информации в сети интернет. Помогли родители. Теперь мы знаем, как это делать. Были у нас и другие проблемы: разрушение и изменение цвета кристаллов, сросшиеся кристаллы. Но эти неудачи помогли нам понять, что мы делали неправильно.

    Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты. Гипотеза исследования полностью подтвердилась: кристаллы многих веществ можно вырастить в домашних условиях.

    Не смотря на то, что мы научились выращивать кристаллы различных веществ, ещё столько вопросов осталось без ответа:

    — Почему разные вещества дают кристаллы разной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов?

    — Что надо сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми.

    А раз остались вопросы без ответа, мы решили продолжить работу над проектом в следующем году.

    Мы уверены, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.

    1. Вырастить кристаллы из поваренной и морской соли

    3. Собрать коллекцию кристаллов.

    Список использованных источников информации

    1. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов,Минск: «Харвест», 2009

    2. Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго, М.: РОСМЭН, 2010

    3. Пакулова В. М. Природа. Неживая и живая. М.:«Дрофа», 1998

    4. Шалагаева Г. П. Современная энциклопедия начальной школы. М.:«Эксмо», 2006

    www.maam.ru

    Проект: «Выращивание кристаллов»

    Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

    «Средняя Образовательная Школа № 17»

    Научно-Практическая Конференция Школьников

    «Первые шаги в науку»

    Куликова Диана 8»А»

    Срок выполнения проекта:

    Цель проекта (Как ожидаемый результат )

    1. Выращивание кристаллов из разных веществ.

    2. Украшения из кристаллов (см. Приложение).

    Основная задача проекта

    Что необходимо сделать, чтобы решить задачу проекта?

    Какие личностные качества разовьются в ходе выполнения проекта?

    · Изучить литературу по минералогии;

    · Изучить условия образования кристаллической структуры минералов;

    · Вырастить кристаллы поваренной соли, медного купороса.

    · Выявить особенности кристаллической структуры выращенных минералов и на основе данных составить таблицу.

    Основной текст проекта:

    КРИСТАЛЛЫ — вещества, в которых мельчайшие частицы «упакованы» в определенном порядке. Кристалл от греческого krystallos, первоначально — лёд, в дальнейшем — горный хрусталь или кристалл, твёрдые тела, имеющие естественную форму правильных многогранников. Эта форма — следствие упорядоченного расположения атомов, образующих трёхмерно-периодическую пространственную укладку — кристаллическую решётку. Каждому химическому веществу, находящемуся при данных термодинамических условиях (температуре или давлении) в кристаллическом состоянии соответствует определённая кристаллическая атомная структура кристаллов, обладающей той или иной симметрией атомной структуры, соответствующей ей макроскопической симметрией внешней формы. Большинство природных или технических твёрдых материалов являются поликристаллическими, они состоят из множества отдельных, беспорядочно ориентированных, мелких кристаллических зёрен, иногда называемых кристаллитами. Таковы, например многие горные породы, технические металлы и сплавы. Одиночные кристаллы природные или синтетические называются монокристаллами. Кристаллы образуются и растут чаще всего из жидкой фазы — раствора или расплава; возможно получение кристаллов из газовой фазы или при фазовом превращении в твёрдой фазе. В природе встречаются кристаллы различных размеров — от громадных до сотен килограмм: кристаллы кварца, горного хрусталя, флюорита, полевого шпата; до мелких кристаллов алмаза и др. Для научных и технических целей разнообразные кристаллы выращивают или синтезируют в лабораториях и на заводах, можно получить кристаллы и таких сложных природных веществ, как белки и даже вирусы.

    Законы построения всех кристаллов теоретически вывели русский кристаллограф Евграф Степанович Федоров () и немецкий кристаллограф Артур Шёнфлис. Замечательно, что Федоров сделал это за 20 лет до того, как в1912г. на опыте с помощью рентгеновских лучей было доказано, что действительно атомы в кристаллах располагаются правильным строением и что законы их расположения именно таковы, как было гениально предугадано русским ученым Федоровым.

    3.

    Кристаллизация — процесс образования кристаллов из раствора, расплава, а иногда и из газовой фазы. На нем основывается производство искусственных кристаллов технического и ювелирного назначения. В наибольших масштабах производится искусственный кварц.

    Синтетический кварц получают из природного — низкосортного, мелкокристаллического, в основном из речного песка. Сырьё помещают в автоклав, который затем заполняют концентрированным раствором соды. Аппарат закрывают крышкой, к которой подвешены затравочные пластины из природного или синтетического монокристалла кварца. При повышенной температуре и давлении в автоклаве образуется насыщенный и даже перенасыщенный раствор кремнезема, и из него на затравку постепенно нарастают все новое количество SiO2.

    Монокристалл кварца растет со скоростью порядка 1мм в сутки и достигает нескольких килограммов. Подобным же образом выращивают другие искусственные минералы: корунд, карборунд, криолит, фианит, слюды и т. д.

    Но процессы кристаллизации важны не только для минерального синтеза. В химической технологии, к примеру в производстве соды, без нее тоже не обойтись.

    Кристаллогидраты — это кристаллы, включающие молекулы воды. Многие соли, а также кислоты и основания выпадают из водных растворов в виде кристаллов. Типичными кристаллогидратами являются многие природные минералы например: гипс, карналлит. Кристаллизационная вода обычно может быть удалена нагреванием, при этом разложение кристаллогидратов часто идет ступенчато: Медный купорос (синий) выше 105?C переходит в (голубой) или в (белый), полное обезвоживание происходит выше 250?C. Однако некоторые соединения, устойчивы только в форме кристаллогидрата и не могут быть обезвожены.

    Кристаллохимия — это наука, изучающая химическую связь и расположение атомов в кристаллах. Изучена атомная кристаллическая структура уже более 20 тыс. химических соединений.

    Составляющие кристалл частицы расположены в нем упорядоченно и периодически. Все кристаллические структуры подразделяют на

    гомодесмические и гетеродесмические. В первых — все частицы (атомы или ионы) связаны друг с другом одинаковыми химическими связями (такую структуру кристалла имеет алмаз и хлорид натрия).

    По типу химической связи между образующими кристалл частицами или структурными фрагментами различают ковалентные (алмаз), ионные (NаCI), молекулярные (CO2) и металлические кристаллы. Ковалентные кристаллы сильно преломляют свет, обладают повышенной твердостью и, как правило, плохо проводят тепло и электричество. Кристаллы с металлической связью пластичны, непрозрачны, хорошо проводят электрический ток. Грани любого кристалла всегда плоские, ребра между гранями прямолинейные. Существует 32 класса симметрии кристаллических многогранников, которые группируются в соответствие с наличием в них определенных элементов симметрии в семь сингоний: триклинную, моноклинную, ромбическую, тетрогональную, гексоральную, тригональную, кубическую. Если во время роста кристалла изменяются условия или в кристалл попадают примеси, то в результате этих взаимодействий идеальная структура кристалла нарушится, и в нем появятся различные дефекты. От количества и типа дефектов в кристалле зависят многие его свойства: прочность, пластичность, окраска. В технике часто в кристаллы вводят небольшие количества определенных примесей, чтобы изменить в нужную сторону те или иные свойства кристалла. Bведение в кристалл Германия или кремния атомов элементов III и IV групп периодической системы значительно расширяет возможности применение Германия и кремния в полупроводниковой технике. Это лишь один из примеров практической значимости кристаллохимии.

    Кристаллы растут — для образования кристалла необходимо, чтобы миллионы частиц выделились из раствора и расположились по точному правильному узору, но организуются ли они все сразу, большими массами, попадая в нужные положения, приспосабливаясь друг к другу, или откладываются по очереди таким же образом, как мы сами конструируем модель. При образование кристалла выделяется большое количество энергии, очевидно, это происходит на гранях, т. е. сами, где осаждаются частицы вещества. Кроме того, скорость выращивания кристаллов зависит еще и от количества соли в растворе. Раствор в котором выращивают кристаллы должен быть насыщенным. Когда кристаллический зародыш уже образовался и начинает расти, часть растворенного материалы переходит из раствора на кристалл и концентрация раствора вблизи кристалла падает, он становится ненасыщенным. 5.

    Кристаллы могут иметь всевозможные формы. Все известные в мире кристаллы могут быть разделены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов. Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.

    Кристаллическими считаются вещества, атомы которых расположены регулярно, так что образуют правильную трёхмерную решётку, называемую кристаллической. Кристаллам ряда химических элементов и их соединений присущи замечательные механические, электрические, магнитные и оптические свойства.

    Русский учёный установил, что в природе может существовать только 230 различных пространственных групп, охватывающих все возможные кристаллические структуры. Большинство из них (но не все) обнаружены в природе или созданы искусственно. Кристаллы могут иметь форму различных призм, основанием которых могут быть правильный треугольник, квадрат, параллелограмм и шестиугольник.

    В основе классификации кристаллов и объяснения их физических свойств может лежать не только форма элементарной ячейки, но и другие виды симметрии, например, поворот вокруг оси. Осью симметрии называют прямую, при повороте вокруг которой на 360° кристалл несколько раз совмещается сам с собой. Число этих совмещений называют порядком оси. Существуют кристаллические решётки, обладающие осями симметрии 2-го, 3-го, 4-го и 6-го порядков. Возможна симметрия кристаллической решётки относительно плоскости симметрии, а также комбинация разных видов симметрии.

    Большинство кристаллических тел являются поликристаллами, т. к. в обычных условиях вырастить монокристаллы достаточно сложно, этому мешают всевозможные примеси. Современная техника нуждается в кристаллах высокой степени чистоты, поэтому перед наукой встал вопрос о разработке эффективных методов искусственного выращивания монокристаллов различных химических элементов и их соединений.

    Выращивание кристаллов — это хобби, приверженцы которого создают

    собственные клубы и участвуют в соревнованиях. Выращивание кристаллов — это сложный технологический процесс, поэтому, чем дольше ждёшь, тем более впечатляющими будут результаты.

    Формы кристаллических решёток

    Примеры простых кристаллических решёток: 1 – простая кубическая; 2 – гранецентрированная кубическая; 3 – объёмно-центрированная кубическая; 4 – гексагональная

    www.pandia.ru

    Проектная работа по теме: «Выращивание кристаллов в домашних условиях»

    Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

    Секция: окружающий мир

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    МБОУ «СОШ № 25», 3 А класс,

    г. Набережные Челны

    Глазкова О.Н., учитель начальных классов

    Введение___________________________________________ стр. 3

    § 1. Что такое кристаллы. Разновидности кристаллов ______ стр. 4

    § 3. Применение кристаллов ___________________________ стр. 5

    Этап 1. Приготовление раствора _______________________ стр. 6

    Этап 2. Наблюдение за ростом кристаллов _______________ стр. 7

    Этап 3. Сравнение полученных кристаллов ______________ стр. 9

    Заключение ________________________________________ стр. 10

    Источники информации ______________________________ стр. 11

    Каждый человек в своей жизни хотя бы один раз любовался красивым блеском кристаллов. Они завораживают своими правильными формами, большим разнообразием расцветок. Человечество с древних времен изучает свойства кристаллов. Кристаллы, как и живые существа, могут зарождаться, расти, стареть и разрушаться.

    Я заинтересовалась кристаллами, когда мне родители впервые подарили журнал «Минералы. Сокровища Земли». Мне нравилось рассматривать кристаллы, которые идут в наборе с журналом, читать о разных минералах. Я решила попробовать вырастить кристалл в домашних условиях.

    Актуальность работы: кристаллы играют большую роль в жизни человека. Их используют в качестве украшений, элементов декора, в науке и технике. Зная структуру кристаллов, можно управлять их свойствами.

    Гипотеза: некоторые кристаллы легко выращиваются в домашних условиях.

    Предмет исследования: кристаллы.

    Объект исследования: рост кристаллов.

    Цель проекта: научиться выращивать кристаллы медного купороса и железного купороса в домашних условиях.

    Изучить происхождение кристаллов, их разновидности.

    Выяснить, где и как применяются кристаллы.

    Определить способ выращивания кристаллов в домашних условиях.

    Подобрать дома доступное оборудование и сырье для выращивания кристаллов.

    Познакомиться с мерами безопасности при проведении опытов.

    Вырастить кристаллы медного купороса и железного купороса.

    Сравнить полученные кристаллы.

    § 1. Что такое кристаллы. Разновидности кристаллов.

    Кристаллы – это твердые тела, которые имеют упорядоченное, симметрическое строение. В переводе с греческого слово «кристалл» означает «прозрачный лед». Вначале так называли горный хрусталь. Горный хрусталь принимали за лед, который так сильно замерз, что уже не тает. Главной особенностью кристалла считали его прозрачность, поэтому позднее так стали называть все прозрачные твердые тела. Сейчас словом «кристалл» называют все твердые тела с упорядоченной внутренней структурой, которая часто проявляется в виде правильной геометрической формы тела.

    Все кристаллы делятся на две большие группы: идеальные и реальные. Идеальные кристаллы – математическая модель, которой пользуются ученные, чтобы описать свойства настоящих кристаллов. Реальные кристаллы – те, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Они имеют различные примеси, шероховатые поверхности, могут иметь неправильную форму.

    Так же кристаллы делят на группы по их происхождению: природные (естественные) и искусственные (выращенные человеком). Природные кристаллы вырастают в недрах планеты в естественных для роста условиях. Искусственные кристаллы выращиваются в лабораториях или домашних условиях. Например, кристаллы поваренной соли можно вырастить дома. Кристаллы рубина (фото 1) могут быть выращены как самой природой, так и в лаборатории людьми. Но существуют кристаллы, например парателлурит (фото 2), которые не вырастают в природе, их можно получить только в лабораторных условиях.

    Кристалл рубина Кристалл парателлурита

    § 2. Применение кристаллов.

    Применение кристаллов в науке и технике очень разнообразно. Приведу только несколько примеров. Самый твердый и редкий минерал – алмаз (фото 3) – используется как украшение. Так же из-за его исключительной твердости многие режущие инструменты покрывают смесью алмазного порошка и клейкого вещества. Алмазным порошком шлифуют и полируют твердые камни, закаленную сталь, твердые и сверхтвердые сплавы.

    Рубин и сапфир (фото 4) относятся к самым красивым и дорогим из драгоценных камней. Но у них есть и другие применения. Все часы работают на искусственных рубинах. Рубины используют в лазерах, так как его кристалл усиливает свет. Сапфир прозрачен, поэтому из него делают пластины для оптических приборов.

    Кристаллы используются в устройствах для записи и воспроизведения звука. Кристаллы кремния и германия входят в состав полупроводниковых диодов, которые есть в каждом компьютере и мобильном телефоне.

    Так же в технике нашел свое применение материал поляроид (фото 5) – тонкая прозрачная пленка, заполненная крохотными игольчатыми кристаллами. Поляроидные пленки используют в поляроидных очках, так как они гасят блики отраженного света. Это важно для полярников, которым приходится смотреть на ослепительный снег, а так же для водителей автотранспорта.

    Фото 3 Фото 4 Фото 5

    Алмаз Сапфир Поляроидные пленки

    Этап 1. Приготовление раствора.

    Для выращивания кристаллов в домашних условиях, мы с мамой решили взять соли медного купороса и железного купороса. Соль купили в магазине садово-огородного инвентаря, где она продается как средство по борьбе с плесенью.

    ВАЖНО! Нужно помнить, что это химические реактивы, поэтому дети должны работать с ними только под наблюдением взрослых!

    Сначала надо приготовить насыщенный раствор соли. Для этого надо в банку залить воду, затем небольшими порциями добавлять соль и размешивать ее до полного растворения. На 300 мл воды положили 100 г медного купороса и 200 г железного купороса (фото 6). После этого я приготовила «затравку» — к маленьким гайкам привязала нитку и подвесила их на карандаши.

    Этап 2. Наблюдение за ростом кристаллов.

    Через 2 часа после приготовления раствора на гайках и нитке появились тоненькие кристаллики. В банке с железным купоросом они были заметнее (фото 7), чем в банке с медным купоросом (фото 8).

    Через 2 дня увидела, что медный купорос выпал в осадок на дно банки (фото 9), а в банке с железным купоросом вырос небольшой кристалл (фото 10). Когда мы попробовали вытащить кристалл медного купороса со дна банки, он раскололся на несколько частей.

    Тогда мы решили добавить в растворы еще по 200 г соли. Затем в небольшую посуду налили воду, поставили на огонь и в воду поставили банку с солью. Соль постоянно помешивали, чтобы она полностью растворилась (фото 11).

    Когда вся соль растворилась, раствор в каждой банке оказался горячим. Через 2 часа я увидела, что в банке с железным купоросом появился небольшой кристалл (фото 12), а в банке с медным купоросом вырос кристалл больших размеров (фото 13).

    Фото 12 Фото 13

    На следующее утро я вылила раствор из банок, так как кристаллы выросли настолько, что приросли ко дну банок (фото 14,15).

    Фото 14 Фото 15

    Кристалл медного купороса Кристалл железного купороса

    Этап 3. Сравнение полученных кристаллов.

    Я рассмотрела кристаллы медного и железного купороса и увидела следующее:

    Кристаллы имеют разный цвет: у медного купороса – насыщенный синий, а у железного купороса – светло-зеленый.

    Они имеют разную форму: грани медного купороса похожи на ромбы, а грани железного купороса больше похожи на параллелограммы.

    Рост кристаллов произошел по-разному: кристалл медного купороса вырос больше в длину вдоль нити, а кристалл железного купороса вырос больше в ширину.

    Кристаллы хрупкие, так как при попытке вытащить кристаллы из банки, они надломились.

    На основании проделанной работы я сделала следующие выводы:

    Кристаллы разных веществ отличаются друг от друга цветом и формой.

    Разные кристаллы имеют разные направление роста и скорость роста.

    Кристаллы лучше растут в сильно насыщенном растворе соли.

    Рост кристаллов сильно зависит от температуры: чем выше температура, тем быстрее растут кристаллы.

    Кристаллы медного и железного купороса хрупкие, при работе с ними надо быть аккуратной.

    Я училась работать с источниками информации из Интернета.

    Освоила два способа выращивания кристаллов.

    В течении нескольких дней наблюдала рост кристаллов.

    Рассказала одноклассникам, как можно вырастить кристаллы в домашних условиях на уроке окружающего мира по теме «Вмире камней».

    infourok.ru

Учебно - исследовательский проект «Выращивание кристаллов в домашних условиях» - презентация онлайн

что такое кристалл ? Виды кристаллов и их многообразие как же вырастить кристалЛ? ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ В НАЧАЛЕ А ВОТ ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ ВЫВОДЫ

УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ» ВЫПОЛНИЛИ : УЧЕНИКИ 8-3 КЛАССА ОЧИРОВ ЧИНГИС,МЕДОЕВ ВАДИМ ,САБИРЗЯНОВ АРТУРЦЕЛЬ РАБОТЫ вырастить кристаллы соли, медного купороса и сахара в домашних условиях.ЗАДАЧИ • узнать что такое кристаллы • какими бывают кристаллы • вырастить кристаллы; • изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета; • проанализировать полученные результаты.ЧТО ТАКОЕ КРИСТАЛЛ ? Кристаллы – это твёрдые тела, имеющие естественную форму правильных многогранников. Название «кристалл» произошло от двух греческих слов – «холод» и «застывать», т.е. означало во времена Гомера «застывший лед» и относилось к кристаллам горного хрусталя, считавшимися окаменевшим льдом. Вначале этим термином называли только прозрачные ограненные природные тела, впоследствии он был распространен на непрозрачные и даже неограненные образованияВИДЫ КРИСТАЛЛОВ И ИХ МНОГООБРАЗИЕ Среди всех чудес природы мир камней и минералов отличается фантастическим разнообразием и гармонией сочетания цвета и формы. Совершенство контрастирует с хрупкостью, а геометрия форм способна завораживать. Природа — самый талантливый художник, ее произведения бесценны, они наделены древней энергией, силой и божественной красотой. Мир камней представлен тысячами видов форм и окрасок. А структуру минерала зачастую можно увидеть только под микроскопом, так как кристаллические образования бывают настолько малы, что не видны невооруженному глазу. Разнообразие кристаллов настолько же велико, насколько велико разнообразие человеческих лиц. Как и мы, кристаллы обладают не только индивидуальным внешним обликом, но и внутренней энергией. Каждый камень имеет свой характер и силу.КАК ЖЕ ВЫРАСТИТЬ КРИСТАЛЛ? 1. В стеклянной емкости (пластиковую лучше не использовать) готовим насыщенный солевой раствор. В горячую воду добавляем соль, тщательно перемешиваем (на 100 грамм воды, нагретой до температуры 80°, требуется 36-38 грамм соли). 2. Готовому раствору необходимо дать остыть. Через час после этого его надо отфильтровать – используя воронку с ватой либо специальной фильтровальной бумагой. 3. Постоявший несколько часов состав профильтруем еще раз. 4. К медной проволоке или нитке привязываем крупинку соли побольше и опускаем внутрь емкости. Она должна находиться в подвешенном состоянии, не касаясь дна. Банку следует накрыть бумагой, чтобы избежать попадания пыли. 5. Через день-два дно, стенки, сама проволочка обрастают множеством мелких кристалликов. Берем второй сосуд, осторожно перемещаем туда наш зародыш и переливаем жидкость. 6. Оставшиеся кристаллики вновь заливаем водой, и затем все время поддерживаем уровень жидкости в банке с растущим кристаллом. Примерно раз в неделю раствор необходимо фильтровать от выпадающих кристалликов. 7. По прошествии нескольких дней рост станет явно заметен. Продолжайте выращивание сколько хотите, пока не получите нужный результат. Потом осторожно выньте чудо-камень, аккуратно промойте и покройте бесцветным лаком для ногтей, чтобы придать прочность• На основании проделанной работы мы сделала следующие выводы: 1.Кристаллы разных веществ отличаются друг от друга цветом и формой. 2.Разные кристаллы имеют разные направление роста и скорость роста. 3.Кристаллы лучше растут в сильно насыщенном растворе соли. 4.Рост кристаллов сильно зависит от температуры: чем выше температура, тем быстрее растут кристаллы.


Смотрите также

НАС УЖЕ 77 321

Подпишись на обновления сайта! Получай статьи на почту: