3D сады


Выращивание кристаллов соли опыт


Конспект занятия «Выращивание кристаллов соли»

Виктория Беличенко Конспект занятия «Выращивание кристаллов соли»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12

Экспериментальная работа по теме:

«Выращивание кристаллов соли».

Деятельность: познавательная

Количество участников: коллективный

Характер контактов: среди детей одной группы

Продолжительность: краткосрочный с 25 по 28 января

Заявители: дети старшей группы (5-6 лет)

Воспитатель: Беличенко

Виктория Владимировна.

г. Славянск-на-Кубани, 2016

Проблема:

Что такое кристаллы? Как образуются кристаллы?

Цель:

- Изучить условия образования кристаллов;

- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли.

Задачи:

- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;

- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.

Что мы знаем?

Существуют кристаллы.

Что мы хотим узнать?

Как образуются кристаллы.

С помощью чего узнаем?

Рассматривание иллюстраций, изучение свойств соли, проведение различных опытов и экспериментов.

Материал и оборудование:

- соль;

- нитка;

- иллюстрации;

- тарелка мелкая;

- сосуд с водой;

- сахар;

- лупы;

- разные виды соли;

- одноразовые стаканчики на каждого ребёнка;

- тарелочки с солью на каждого ребёнка:

- ложечки для каждого ребёнка;

- спринцовка для воспитателя;

- пипетка для воспитателя;

Предполагаемый результат:

1. Научиться выращивать кристаллы из поваренной соли в бытовых условиях;

2. Развивать познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Вырастить кристаллы.

Ход проекта:

День первый 25 января:

Проведение экспериментов с солью.

Воспитатель:

- Ребята, представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные, эксперименты.

- А кто работает в лаборатории?

(Ответы детей).

- Чем они занимаются?

Проходите в нашу лабораторию.

Загадки про соль и сахар:

- В земле родится,

На солнце вырастает,

В воде умирает. (соль)

- Меня не едят — и без меня мало едят. (соль)

-Что в избе за белая Марья? (соль)

- В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился. (сахар)

- Я бел, как снег,

В чести у всех.

Я нравлюсь вам

Во вред зубам. (сахар)

- Кто ныряет в кипяток

Под шуршащий шепоток. (сахар)

Воспитатель:

- Ребята, мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять, где и что? Предлагаю описать свойства соли и сахара (варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)

- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль.

Опыты с солью:

Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли. Дети выполняют работу самостоятельно.

1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая.

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась).

Воспитатель:

Определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвета и запаха не имеет, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод: соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.

- О чём вы узнали в лаборатории?

- Как мы узнали о свойствах соли? Что мы для этого сделали?

День второй 26 января:

Заучивание поговорок и пословиц о соли.

Рассказ откуда появилась соль

Пословицы и поговорки о соли:

• Без соли не сладко, без хлеба не сытно.

• Без соли стол кривой.

• Недосол на столе, а пересол на спине.

• Соли не жалей — так есть веселей.

• Хлеб за солью не ходит.

• Без соли и хлеб не естся.

• Из пресного сделаешь соленое, а соленого не опреснишь.

• За хлебом-солью всякая шутка хороша.

• И старая лошадь до соли лакома.

• Несолоно хлебать, что немилого целовать.

• Солона рыба на своем блюде.

• Соль варим, а сами в нужде сидим.

• Солью сыт не будешь слезами горя не избудешь.

• Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

• Без соли хлебать, что немилого целовать.

• Без соли что без воли: жизни не проживешь.

• Без соли, без хлеба — половина обеда.

• Без соли, без хлеба — худая беседа.

• Без соли, без хлеба за стол не садятся.

• Без соли, без хлеба плевать на обед

Воспитатель:

- Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?

(ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я вам рассажу легенду откуда появилась соль.

ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ СОЛЬ?

Каждому из нас в детстве рассказывали сказки, притчи и интересные легенды. Мы с замиранием сердца слушали бабушек и дедушек, окунаясь в мир фантазий и волшебства. Когда-то в детстве моя бабушка рассказывала мне легенду о том, откуда появилась соль, а сейчас я хочу рассказать её вам.

Когда-то давным-давно на земле жил народ, не знавший ни горя, ни печали: земля была плодородной, еда в их домах не переводилась, и жили люди как одна большая семья.

Но настали тяжёлые времена. Враги завидовали плодородности земель этого народа, их мечтой было захватить и поработить трудолюбивых людей. Началась война. Некогда счастливо живший народ почувствовал вкус горести и печали.

Мужчины народа храбро сражались с врагом, но даже их сил было недостаточно. В день, когда народ был почти повержен, в день самого важного сражения, все мужчины были ранены или убиты.

Тогда женщины народа собрались вместе и пошли в ту сторону, где состоялось сражение. Вражеские войска увидели, что со стороны домов народа идёт ужасная пыль и что-то блестит (женщины собрали золу и пускали её по ветру, а в руки взяли кувшины, блеск которых был виден издалека). Враги приняли их за подкрепление, прибывшее на помощь погибающему народу. Испугавшись, они покинули эту землю, поклявшись никогда сюда не возвращаться.

Настал мир, и этим миром все мужчины, все животные и птицы были обязаны хрупким рукам женщины. В их честь устроили пир, и каждое животное, каждый оставшийся в живых мужчина приносил свой подарок женщинам. Кто-то нёс еду, кто-то утварь, и каждый хотел, чтобы его подарок выделился среди всех.

Принимая подарки, женщины заметили муравья, который принёс еду – казалось бы, обычную еду. Но, попробовав её, женщины сказали, что не ели ничего вкуснее.

– Что особенного в этой еде? – спросили они.

Муравей отнекивался, не хотел выдавать секрет, ведь о соли тогда никто, кроме муравьёв, не знал. А увидев, что женщины не отстанут от него, пока он не скажет правды, решил убежать. Ему оставалось сделать шаг, чтобы выйти за дверь, но одна из женщин прищемила муравья дверью, и ему ничего не оставалось, как ответить:

– Соль.

С тех пор соль стала для нас привычной приправой, мы не задумывались о её происхождении. Как и о том, почему у муравья такая тонкая талия. А ведь говорят, что именно из-за того, что его прищемили дверью, сейчас у него такая тонкая талия.

День третий 27 января:

Познакомить где можно использовать соль.

Демонстрация иллюстраций.

Воспитатель:

Соль - природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации).

Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли) .

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Высказывание ребёнка:

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинки с пачкой соли).

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций, где используется соль.

1. При ангине кристаллы хорошо разогревают на сковородке, после чего больной дышит под простынею этим горячим воздухом. Дышать при ангине лучше ртом. Если же вас замучил насморк – дышите носом.

2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.

3. Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.

4. Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.

5. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.

6. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

День четвертый 28 января:

Посещение соляных пещер (показ картинок)

Проведение опыта.

Воспитатель:

Откуда берется соль в океанской воде? Соль и другие вещества попадают в океан в результате выветривания горных пород. Принесенные реками, эти вещества распределяются по океану. Другие минералы попадают в океан с гидротермальными водами и вулканическими выбросами. Соли и прочие вещества изымаются из океана с морскими брызгами, испарением и биологическими процессами. Ученые полагают, что процессы поступления соли и ее удаления взаимно уравновешивают друг друга. Но откуда же взялась соль с самого начала? Один из источников — это минералы, размываемые и растворяющиеся в пресной воде, которая течет в океан. Реки, дождевой сток и просачивающиеся сквозь грунт воды несут в океан соли. Однако солевой состав океана отличается от состава воды, приносимой реками, следовательно, должны быть и другие источники солей. Прибойные волны вносят свою лепту, размывая прибрежные скалы (подробнее об этом мы расскажем позже). Гидротермальные источники (глубоководные выходы горячих подземных вод) изменяют состав воды, добавляя одни минералы и удаляя другие. Различные биологические и химические процессы и реакции в толще воды и около дна также изымают соли из воды. Считается, что все эти процессы взаимно уравновешиваются, и солевой состав воды остается постоянным. Таким образом, океан находится в химическом равновесии.

Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята давайте сейчас с вами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:

• вода;

стакан;

• неглубокая тарелка;

• соль;

• нитка.

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).

Наполняем стакан водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появится осадок из кристалликов соли.

Затем выливаем получившейся раствор в тарелку кладем по краю нитку и ставим на теплое место с постоянной температурой.

Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли.

Для этого заведём тетрадь, и будем в ней делать зарисовки нашего кристалла соли.

Как вырастить кристалл

Выращивание кристаллов в домашних условиях — очень длительный, трудоемкий и кропотливый процесс, но он очень увлекательный и однозначно стоящий затраченного времени. Этот опыт очень нравится детям, к тому же большинство нижеприведенных способов совершенно безопасны. Итак, рассмотрим основные способы выращивания кристаллов в домашних условиях.

Как вырастить кристалл из сахара в домашних условиях

Начинать свои опыты по выращиванию кристаллов в домашних условиях лучше всего с самых интересных и приятных. Проще всего вырастить кристалл из сахара, к тому же если вы проводите этот опыт с детьми, они смогут попробовать плоды своего творчества по окончании процесса.

Для того чтобы вырастить кристалл из сахара нам будет нужно:

  • 2 стакана воды;
  • 5 стаканов сахарного песка;
  • деревянные шпажки;
  • бумага;
  • небольшая кастрюлька;
  • несколько прозрачных стаканов.

Процесс изготовления кристалла начинается с изготовления сахарного сиропа. Для этого берем 1/4 стакана воды и две ложки сахара. Смешиваем, доводим на огне до получения сиропа. Макаем деревянную шпажку в сироп и немного обсыпаем сахаром. Чем равномерней произойдет обсыпка шпажки, тем идеальней и красивей выйдет кристалл. Подобным образом делаем требуемое количество заготовок и оставляем их до полного высыхания, например, на ночь.

Прошло некоторое время, наши шпажки просохли и теперь мы можем переходить к с следующей части опыта. В кастрюлю наливаем 2 стакана воды и высыпаем 2,5 стакана сахара. На небольшом огне, постоянно помешивая, превращаем нашу смесь в сахарный сироп. Помешивание требуется проводить тщательно, до полного растворения сахара! Добавляем оставшиеся 2,5 стакана сахара и также, до полного растворения, варим сироп. После этого, оставляем сироп немного остыть, на это потребуется приблизительно 15-20 минут. Этим временем продолжаем приготовление заготовок из шпажек, основы для нашего будущего кристалла. Нарезаем кружки бумаги чуть больше диаметра наших стаканов и протыкаем палочками получившиеся кружки. Главное, чтобы бумага плотно зафиксировалась на шпажке. Бумага будет являться держателем и крышкой для стакана.

Остывший, но еще горячий сироп разливаем по стаканам. На этом этапе в сироп можно добавить немного пищевого красителя, тогда кристалл в итоге получится цветным. Опускаем в стакан нашу заготовку (палочку с кружком бумаги) и оставляем в покое до созревания кристалла. Важно при этом не касаться стенок и дна! Ну, и то же самое проделываем со всеми оставшимися заготовками.

Для выращивания кристалла потребуется приблизительно неделя. Это очень интересный и увлекательный процесс, который очень нравится детям. Каждый день кристалл увеличивается и приобретает свою индивидуальную форму. Некоторые кристаллы растут быстрее, некоторые медленнее, но основная масса вызревает именно за 7 дней. Полученный кристалл из сахара очень хорошо употребить всей семьей на домашнем чаепитии либо просто погрызть в минуты хандры! Вот так, занимательная химия это не только интересно, но еще и вкусно ;).

Как вырастить кристалл из соли в домашних условиях

Выращивание кристалла из соли в домашних условиях довольно простой процесс, но требующий терпения и внимательности. Однако, результат эксперимента превосходит все ожидания. Нам потребуются:

  • чистая вода;
  • кастрюля;
  • 2 стеклянных банки;
  • поваренная соль;
  • крепкая нитка.

Нагреваем в кастрюле воду, именно сильно нагреваем, а не доводим до кипения, в кипятке эксперимент не получится. После нагрева воды понемногу начинаем насыпать в неё соль, постоянно помешивая до полного растворения порции соли. После этого добавляем еще соль, помешиваем до растворения. И так до тех пор пока соль не перестанет растворяться. Переливаем полученный насыщенный соляной раствор в банку и даем хорошенько отстояться в течении суток. На следующий день мы увидим в банке множество мелких кристалликов осевшей соли. Выбираем самый красивый и большой из них, аккуратно достаем и привязываем на нитку. Тщательно переливаем раствор в пустую банку, следя за тем, чтобы осевшие кристаллики не попали в новый сосуд. Затем кристалл на нитке опускаем в отфильтрованный соляной раствор и запасаемся терпением. Через 2-3 дня вы заметите увеличение кристалла, этот рост будет продолжаться какое-то время до окончания роста. После того как вы заметите, что кристалл перестал увеличиваться можно либо закончить эксперимент если вы довольны результатом, либо приготовить еще насыщенного соляного раствора, также как мы проделали это выше, и опустить туда наш кристалл. Кстати, если часто менять раствор соли, то рост кристалла будет проходить быстрее.

Очень важно не охлаждать специально раствор и не взбалтывать его, в этом случае получаются кристаллы несовершенной формы. Также не стоит добавлять никакие красители, кристалл не окрасится, а эксперимент будет загублен.

Как вырастить кристалл из медного купороса в домашних условиях

Выращивание кристаллов из медного купороса в домашних условиях это уже следующий уровень сложности, при котором требуется соблюдать требования безопасности и выполнять его детям можно только под присмотром взрослых.

Для проведения эксперимента нам потребуется:

  • вода, лучше дистиллированная;
  • стеклянная банка;
  • соль меди (медный купорос или сульфат меди, который можно купить в магазине для садоводов-огородников).

Перед покупкой обязательно рассмотрите вещество, оно должно представлять собой ярко-синий однородный порошок. При наличии комков и зеленых вкраплений от покупки лучше отказаться. Дачникам то он пойдет в хозяйстве, а нам, начинающим химикам, нет.

Итак, правильный купорос закуплен. Высыпаем примерно 100 граммов порошка в стеклянную банку и заливаем понемногу горячей водой, постоянно помешивая. Мы должны получить насыщенный раствор, в котором уже не сможет растворяться соль меди. Фильтруем раствор и ставим в холодильник. На следующий день на дне мы обнаружим множество кристаллов. Отбираем парочку самых больших и красивых и помещаем в емкость с отфильтрованным раствором. Перед этим поступаем с кристаллами также как и в предыдущем опыте с поваренной солью, а именно, закрепляем на нитке и опускаем в банку. Накрываем сосуд тонкой бумагой и запасаемся терпением. Выращивание кристалла из медного купороса занимает несколько недель. После завершения формирования кристалла его нужно аккуратно вынуть, сполоснуть холодной проточной водой и покрыть бесцветным лаком для ногтей.

Как вырастить кристалл из соли в домашних условиях

Необычный эксперимент по выращиванию кристаллов из соли можно провести вместе с детьми. Этот процесс полностью безопасен, так как используется только соль с водой и не требуется дополнительных реактивов. Сделать такую поделку своими руками достаточно просто, но необходимо учесть несколько правил.

1

Как вырастить кристалл из соли – подготовка инструмента и материала

Прежде чем приступать к изготовлению поделки подготовьте необходимые инструменты и определите место для емкости. Процесс созревания изделия потребует некоторого времени, при этом посуду нельзя будет перемещать и наклонять.

  • Основным компонентом для образования кристалла является соль. Для получения ровной и прозрачной поверхности на поделке используйте морскую соль. Она не имеет примесей и мелкого мусора, как поваренная соль.
  • Образование кристалла будет происходить в воде. Она так же должна быть хорошо очищенной от примесей. Лучше всего налить дистиллированную воду или прокипятить жидкость и отфильтровать.
  • Посуда для эксперимента не должна быть металлической. Так как она может окисляться из-за действия соляного раствора. Объем посуды для выращивания не имеет значения и ограничивается только размером желаемого кристалла.
  • Не допускайте в емкости наличие соринок и мусора. Они будут препятствовать нарастанию соли на основной кристалл. Поэтому перед экспериментом посуду следует хорошо промыть и высушить.
  • В качестве основы вы можете использовать нить, пушистую проволоку, засушенные веточки или крупный кусочек соли.
  • Дополнительно вам потребуется: деревянная ложка для помешивания, отрезок марли или бинт, бумажные полотенца, бесцветный лак для ногтей, кастрюля и карандаш.

2

Как вырастить кристалл из соли с множеством граней

Начальный этап эксперимента предполагает кипячение жидкости. Поэтому помогите детям подогреть жидкость, чтобы они не обожглись.

  • Подготовьте 120 мл. очищенной или дистиллированной воды. Перелейте ее в кастрюлю, поставьте на печку и доведите до кипения.
  • Определитесь с видом соли для образования кристалла. Так с помощью обычной поваренной соли поделка формируется в течение нескольких дней, морская соль образует кристалл за 1-2 дня, а с йодированной солью вам придется очень долго ждать роста изделия.
  • Приготовьте насыщенный раствор соли. Понять о его готовности можно по крупинкам, которые не смогли раствориться в воде. Для этого добавляйте соль в теплую воду и тщательно помешивайте раствор. Сначала всыпьте пол стакана соли. Если вода прозрачная без крупинок, тогда добавьте еще четверть стакана.
  • Перелейте раствор в сухую и чистую емкость. Следите за тем, чтобы осадок оставался в кастрюле, иначе он попадет на дно банки, и будет снижать рост основного кристалла.
  • На данном этапе можно добавить краситель для изменения цвета кристалла. Но не добавляйте его слишком много, так как в больших объемах средство придаст поделке хрупкость.
  • Подготовьте нить для основы. Желательно, чтобы она была толстой с шероховатой поверхностью. Привяжите ее на карандаш или длинную шпажку. Их размер должен быть больше диаметра емкости для выращивания кристалла и с гранями для устойчивости.
  • Отмерьте необходимую длину нити и отрежьте ее. Не допускайте ее касания дна емкости.
  • Расположите карандаш сверху на емкости. Следите за тем, чтобы нитка не пристала к стенкам банки.
  • Поставьте емкость с соляным раствором на ровную поверхность. Если вы хотите вырастить кристалл с большими ответвлениями, то держите жидкость с нитью в теплом месте. Для образования кристалла с ровными поверхностями поставьте емкость в холод.
  • Теперь вам остается только наблюдать за ростом кристалла.

3

Как вырастить один большой кристалл из соли

Чтобы получить после эксперимента большой кристалл с ровными гранями необходимо использовать немного другую технологию.

  • Подготовьте концентрированный раствор соли как в предыдущем пункте. Перелейте его в емкость. Но для данного способа выращивания поделки выберите плоский и широкий контейнер. Так большой кристалл не сможет соединиться с остальными, более мелкими частями.
  • Оставьте емкость с раствором на 2 дня для образования маленьких кристаллов. Затем вылейте воду и выберите наиболее подходящий кусочек для выращивания.
  • Привяжите маленький кристалл на леску. В данном случае необходимо использовать гладкую нить или тонкую проволоку (леску), чтобы на ней не смогли закрепиться соляные крупинки.
  • Приготовьте насыщенный раствор соли заново. Но на этот раз воду не доводите до кипения, а лишь подогрейте до комнатной температуры.
  • В подготовленную емкость опустите кристалл на леске и тонкой струйкой влейте соляной раствор. Закрепите леску на поверхности контейнера при помощи карандаша. При этом кристалл должен располагаться по центру емкости.
  • Выращивание кристалла таким способом займет намного дольше времени, чем предыдущий вариант. Поэтому каждые две недели готовьте новый раствор соли и обязательно его отфильтруйте перед заливанием в емкость.
  • Когда кристаллы вырастут до желаемого размера, достаньте их из жидкости, обсушите и обязательно покройте толстым слоем бесцветного лака для ногтей. Он не даст воде испариться, что сделает поделку более прочной на длительный период.

Провести в домашних условиях эксперимент по выращиванию кристалла из соли очень просто и безопасно. Но для получения желаемого эффекта строго выполняйте указанные в статье правила и не забудьте о финишной обработке изделия.

Исследовательская работа «Выращивание кристаллов»

Введение

Тема выращивания кристаллов становится все более актуальной для всего человечества. В настоящее время кристаллы буквально вошли в каждый дом.

В сердце каждого телевизора, сотового телефона, компьютера  находится кристалл. Выращивание кристаллов сохраняет природные богатства  и  ускоряет научно-технический прогресс. Сейчас мы знаем, что даже некоторые части нашего организма кристалличны, например, роговица глаза. Мир кристаллов и мир людей стали неразрывны.

Цель работы:

Вырастить кристаллы и определить, что влияет на рост кристалла.

Задачи:

1. Собрать информацию о кристаллах.

2. Вырастить кристаллы поваренной соли и медного купороса.

3. Выявить наиболее благоприятные условия для роста кристаллов в домашних условиях.

4. Провести работу по анализу выполненных экспериментов, сделать выводы и представить результаты.

Что такое кристалл?

Что такое кристалл? Кристаллы – это твердые тела, атомы или молекулы которых занимают определенные, упорядоченные положения в пространстве.

Строение кристаллов.

Все кристаллы состоят из отдельных частиц: молекул и атомов, располагающихся в строгом порядке. Они образуют кристаллическую решетку. Каждому атому отведено место в определенном узле решетки, при этом образуются правильные многогранники. Кристалл может иметь от трех до нескольких сотен граней. Но при этом они обладают замечательным свойством. Все плоские грани пересекаются друг с другом под определенными углами. Углы между соответствующими гранями всегда одинаковы. Например, у кристаллов поваренной соли (NaCl) всегда их грани пересекаются под прямым углом. Кристаллы красивы и разнообразны. Секрет их красоты - в симметрии.

Виды кристаллов.

Кристаллические тела могут быть монокристаллами и поликристаллами.

Монокристаллом называют одиночный кристалл. («моно» - один) Поликристаллом называют совокупность сросшихся друг с другом хаотически ориентированных маленьких кристаллов. («поли» - много)

Если в кристаллическом теле кристаллизация началась одновременно во многих точках вещества и скорость ее была достаточно высока, то мы получим поликристалл. Растущие кристаллики являются препятствием друг другу и мешают правильному огранению друг друга.

Нам удалось вырастить один такой поликристалл. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Но в данной работе речь пойдет в основном о монокристаллах.

Выращивание кристаллов.

Существуют различные способы выращивания кристаллов. Часто этот процесс требует высоких температур и огромных давлений, но некоторые кристаллы можно выращивать в домашних условиях.

Выращивание кристаллов можно осуществить, постепенно удаляя воду из насыщенного раствора, то есть путем испарения.

Для этого нам потребуется кристаллический порошок, специальная посуда.

Этап 1: Приготовление пересыщенного раствора. Растворить соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде (подогреть нужно для того, чтобы соль растворилось немного больше, чем может раствориться при комнатной температуре). Растворять соль до тех пор, пока не будете уверены, что соль уже больше не растворяется , то есть раствор насыщен!

Этап 2: Фильтрация раствора. Готовый раствор процеживают через фильтр, сделанный из обычной бумажной салфетки. Насыщенный раствор перелить в другую ёмкость, где можно производить выращивание кристаллов (с учётом того, что он будет увеличиваться).

Этап 3: Помещение затравок. Когда раствор остынет до комнатной температуры, в него добавляют маленькие затравочные кристаллы. Нитку с затравкой привяжите, например, к спичке и положите спичку на края стакана (ёмкости), где налит насыщенный раствор. Кристаллик опустите в насыщенный раствор.

Этап 4: Перенесите ёмкость с насыщенным раствором и кристалликом в место, где нет сквозняков, вибрации и сильного света (выращивание кристаллов требует соблюдения этих условий).

Этап 5: Наблюдение за ростом и формой кристаллов. Теперь нужно подождать. С каждым днём кристаллы будут увеличиваться.

Накройте чем-нибудь сверху ёмкость с кристалликом от попадания пыли и мусора.

Анализ выполненных работ.

Мы провели ряд экспериментов по выращиванию кристалла в домашних условиях.

Наблюдать за ростом кристаллов очень интересно и познавательно.

1. Мы приготовили насыщенный раствор медного купороса, охладили до комнатной температуры и поместили в сосуд с перенасыщенным раствором «затравку». Сосуд плотно закрыли крышкой. На следующий день увидели, что «затравка» растворилась. Снова внесли «затравку» в раствор и вновь «затравка» растворились. Третий раз крышку не закрывали.

Сделали вывод: для роста кристалла необходимо, чтобы с поверхности кристалла шло хорошее испарение жидкости.

2. Следующей опыт был выполнен с целью может ли примесь какого - либо вещества изменить кристалл поваренной соли.

Приготовили насыщенный раствор поваренной соли, добавили акварельной краски красного цвета, затравку и выращивали кристалл.

Исследовали полученный кристалл с помощью лупы и увидели, что углы между гранями у них равные и равны 900 т. е. прямые.

Сделали вывод -примесь только окрашивает кристалл, но не изменяют его структуру. Кристаллы поваренной соли (NaCl) вырастают так, что их грани пересекаются под прямым углом. Что мы и наблюдали.

3. Мы приготовили насыщенный раствор медного купороса, а затем разлили на два сосуда, охладили до комнатной температуры и поместили в сосуды с перенасыщенным раствором «затравки». Один сосуд поместили в холодильник, где температура +30C, а другой поставили около батареи комнатного отопления, где температура +170C. Через один день измеряли массу на электронных весах, данные внесли в таблицу.

Сделали вывод: скорость роста кристаллов, т. е масса на которую увеличилась «затравка» за один день зависит от температуры. Чем выше температура, тем больше скорость роста кристалла.

Результаты измерений массы кристаллов поваренной соли

Время,

сутки

Масса, мг

При t =+17 0C

При t = +3 0C

0

500

500

2

700

500

4

1600

600

6

12400

580

8

16000

600

10

16200

710

12

16800

750

14

17200

780

Средний рост кристалла поваренной соли в теплом месте составил

1, 193 г/сут, а в холодной в холодном – 0,02 г/сут

Результаты измерений массы кристаллов поваренной соли (NaCl)

График роста массы кристалла от времени

Выводы.

- Для роста кристалла необходимо: приготовить насыщенный раствор соли и чтобы с поверхности кристалла шло испарение жидкости. Плотно закрывать крышкой раствор нельзя.

- Скорость роста кристаллов, зависит от температуры. В наших опытах наблюдали, чем выше температура, тем больше скорость роста кристалла.

- Кристаллы поваренной соли (NaCl) могут иметь форму куба, параллелепипеда, призмы или тела более сложной формы, но всегда их грани пересекаются под прямым углом. Примеси, добавленные в раствор, не меняют этого угла.

Применение кристаллов.

Кристаллы – одно из самых красивых и загадочных творений природы. В кристаллах есть что-то удивительное и завораживающее. Они поражают своей четкостью линий, в которой скрывается необыкновенная красота. Кристаллы играли и играют до сих пор немаловажную роль в жизни человека.

Мы живем среди кристаллов, ходим по ним и широко используемых в нашей повседневной жизни. Земная кора на 95% состоит из кристаллов. Мы добываем кристаллы из земных недр, используем в лабораториях, в технике, обрабатываем на фабриках, создаем изделия из кристаллических материалов. Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище. Все природные драгоценные камни, такие, как алмаз, рубин, сапфир и изумруд, кроме опала, являются кристаллическими. Почти все горные породы: гранит, песчаники, известняк – кристаллы. Кристаллы кварца, кальцита и других прозрачных веществ, пропускающих ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, до сих пор применяются для изготовления призм и линз оптических приборов. Полупроводниковые приборы, изготавливаются из кристаллических веществ, главным образом кремния и германия. Полупроводниковые диоды используются в компьютерах и системах связи, а солнечные батареи, помещаемые на наружной поверхности космических летательных аппаратов, преобразуют солнечную энергию в электрическую. Перечень видов применения кристаллов уже достаточно длинен и непрерывно растет. В настоящее время изучением кристаллов занимается наука кристаллография.

Литература:

  1. Бокий Г.Б. Кристаллохимия: Учеб. пособие для вузов/ Г.Б. Бокий – М. : Наука, 1971.
  2. Гегузин Я.Г. Живой кристалл: статья / Я.Г. Гегузин – М. : Наука, 1981.
  3. Шаскольская М.П. Очерки о свойствах кристаллов: очерки / М.П. Шаскольская – М. : Наука, 1978.
  4. Кристаллы: очерки / М.П. Шаскольская – М. : Наука, 1978.
  5. Шафрановский И.И. Симметрия в природе: / И.И. Шафрановский –Ленинград. : Недра, 1985
  6. Интернет

Презентация:

/data/edu/files/n1463076699.pptx (Презентация_Кристаллы)


Смотрите также

НАС УЖЕ 77 321

Подпишись на обновления сайта! Получай статьи на почту: