3D сады


Шалфей остепненный


Шалфей остепнённый

 Шалфей остепнённый,  Шалфей сухостепной,  (лат. Salvia tesquicola) — вид растений из рода Шалфей семейства Яснотковые. Не случайно название этого красивого душистого растения происходит от латинского слова «salvare» — быть здоровым.

Описание. Это многолетнее травянистое растение высотой 30–60 см со стеблем, от основания опушенным длинными простыми и железистыми волосками. Листья морщинистые, продолговато-ланцетные, зубчатые по краям. Соцветие верхушечное, простое или с 1–2 парами боковых ветвей, с ложными 4–6-цветковыми мутовками. Прицветные листья фиолетовые или красноватые, отчего соцветие ярко окрашено еще до распускания цветков. Чашечка густо опушенная, 5–6 мм длиной, венчик сине-фиолетовый, редко беловатый, длиной 10–12 мм с серповидно изогнутой верхней губой и трехлопастной нижней. Плоды – трехгранно-шаровидные (1,5 мм длиной) темно-бурые с темными полосками орешки. Цветет в мае-июле. Размножается семенами. Вегетативные части растения во время цветения содержат 0,01–0,04 % эфирного масла, обладающего приятным запахом.

Места обитания. Встречается на лугах, окраинах лесополос, степных склонах, песках. 

Ареал. Растение встречается на юго-востоке Европы, в Калмыкии, на юге Западной Сибири, в Северном Казахстане.

Охранный статус. В Красной книге Республики Марий Эл.

Применение. Шалфей остепненный, подобно шалфею лекарственному, обладает вяжущим, противовоспалительным, и антимикробным действием. Применяется при желудочно-кишечных заболеваниях, воспалении мочевого пузыря, для лечения ангины, стоматита. Лечебные свойства шалфея связаны, главным образом, с наличием в растении эфирного масла, дубильных веществ и фитонцидов. Калмыцкие лекари (эмчи) использовали его в своих лечебных настоях и порошках. По некоторым данным, калмыки в калмыцком чае, кроме зеленого и черного чаёв, использовали смесь засушенных степных трав. Одним из компонентов этой смеси был шалфей, листья которого собирали до цветения.

 Интересные факты. Древние греки столь высоко ценили целебные свойства шалфея, что называли его «травой бессмертия». Гиппократ и Диоскрит называли шалфей «священной травой». В древнем Египте это растение также считалось бесценным «спасителем жизни», его ценили за тонизирующие и омолаживающие свойства, а также за способность бороться с инфекциями (и даже с чумой). А друиды (кельтские жрецы) верили, что с помощью шалфея можно даже воскресить к жизни. Известно древнее поверье, которое гласит: «Шалфей поддерживает и оживляет все, что было зачато».

 

 Использованные источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шалфей_сухостепной

https://zapovednik-chernyezemli.ru/

https://mudrost.mirtesen.ru/blog/43685278083/SHalfey-stepnoy-ili-Zdravnik


душистые цветы для чая. Свойства, применение Шалфея

Целебныесвойства Шалфея известны человечеству на протяжении многих веков. О лекарственных свойствах этого растения упоминал древнеримский медик Гален. Гиппократ и Диоскорид называли Шалфей «священной травой». В Древнем Египте считалось, что он продлевает жизнь, поэтому его листья включались почти во все лекарственные сборы.

В Древней ГрецииШалфей называли «травой бессмертия», а галлы считали, что если у человека в саду растет эта целебная трава, то доктор ему не нужен. В Средние века он стал настолько популярен, что использовался даже в повседневном обиходе , его листья добавляли в пищу. Считалось, что это способствует хорошему пищеварению.

Цветы Шалфея

Шалфей - общее название включающее несколько сот видов и подвидов. В России встречается Шалфей Луговой, Шалфей Дубравный или Дикий, Шалфей мутовчатый и Шалфей Лекарственный в садах.

Все эти виды Шалфея имеют схожие свойства, применяются в народной медицине, но считается что наибольшая концентрация полезных веществ в Шалфее лекарственном.

Названия Шалфея

Шалфей -Salvia в дословном переводе с латыни шалфей обозначается как «трава жизни»

Где растёт Шалфей?

Шалфей луговой — житель полян и опушек, сухих лугов и светлых сосновых боров, обычное растение для средней России.

Шалфей Луговой

Шалфей дубравный любит открытые места, растет по склонам предгорий и холмов, на лесных опушках, на берегах ручьев и рек. В диком виде сальвия распространена по всей Европе, исключая северную часть, на Кавказе и в Сибири.

Шалфей дубравный

Шалфей мутовчатый на территории России распространен в европейской части, на Кавказе, в Западной Сибири. Растёт на открытых местах, а также на глинистых обрывах и известняковых склонах.

Шалфей мутовчатый

Как выглядит Шалфей?

Шалфей трудно не заметить в поле, яркие фиолетовые кисточки его цветов выделяются среди трав. Шалфей растёт кустиками, сантиметров 30-40 высотоы.

Листья Шалфея темно-зеленые, узкие и удлиненные, шероховатые на ощупь. Соцветия образуют кисти фиолетово-голубого цвета.

Шалфей луговой, дубравный и мутовчатый имеют много общего. Отличаются в основном расположением цветков. У Шалфея дубравного они собраны в плотные метёлочки, у Шалфея лугового цветки более редко расположены на стебле, а у Шалфея мутовчатого - расположены на стебле ярусами как пышные юбки.

Время цветения Шалфея

Шалфей цветёт долго, с июня по сентябрь, иногда даже по октябрь.

Сбор и заготовка Шалфея

Сбор Шалфея

Как правило - существует два сбора Шалфея: летний и осенний.

Летний сбор Шалфея.

В начале лета Шалфей наиболее насыщен эфирными маслами, и заготовленные в это время листья и цветы ценятся больше всего. Начинается сбор Шалфея, как только станут распускаться соцветия. Для сушки выбирают неповрежденные темно-зеленые листы и срывают их вместе с черенками. Также собирают соцветия Шалфея. Срезаются веточки, на которых нижние цветки уже распустились, а верхние еще находятся в бутонах. Если срезать полностью распустившиеся соцветия, во время сушки нижние лепестки опадут, и останутся оголенные снизу стебли, не имеющие большой ценности.

Осенний сбор Шалфея

Второй сбор Шалфея начинается в конце сентября, когда растение восстановится после летней жары. К этому времени на кустах Шалфея вновь отрастают красивые бархатистые листья и начинают распускаться цветы.

Шалфей сушат на открытом воздухе под навесом, чтобы на расстеленные тонким слоем растения не попадали солнечные лучи.

Целебные свойства Шалфея

Целебные свойства Шалфея

Лечебные свойства Шалфея обеспечили ему славу травяного лекаря, а пряный аромат используется в качестве душистой приправы и парфюмерной отдушки.

Листья шалфея способствуют уменьшению потовых выделений.

Шалфей применяют при лечении: кожных болезней; неврозов; неврастении; астмы; бронхита; молочницы; чесотки; туберкулеза шейных лимфатических узлов; желудочно-кишечных расстройств; респираторных инфекций; стоматита; ангины; пародонтоза; ревматизма; золотухи.

Применение Шалфея

Применение Шалфея

Шалфей может применяться как внутрь, так и наружно.

В зависимости от болезни его используют в виде отваров, настоев, ванн, компрессов, ингаляций.

Внутрь Шалфей принимают при желудочно-кишечных, респираторных и инфекционных заболеваниях. Из Шалфея готовят настои, отвары, настойки.

При упадке сил, частых простудах, неврозах и депрессии так же Шалфей можно добавлять в чай.

Шалфей в кулинарии используют в виде сухой приправы добавляют в блюда из риса, яиц, мяса, рыбы.

Шалфей используют в косметологии для лечения проблемной кожи, усиления роста и укрепления волос. Эфирное масло, изготавливаемое из шалфея лугового, применяется в ароматерапии и парфюмерной промышленности.

Шалфей. Противопоказания

Противопоказанием к применению Шалфея являются: индивидуальная непереносимость травы; воспалительные заболевания почек; гипотония; аменорея; беременность и кормление грудью.

Фото шалфея от:Литошко Олег, v.fateeva2015, marinka-tula, Skulik86, ZNatasha, kozerojka.n, Лилия☼ (Яндекс.Фотки)

В природных парках ищут новые популяции растений

Новые популяции анакамптиса болотного и ятрышника клопоносного найдены в ходе регулярно проводимого мониторингового обследования территории. Несмотря на не слишком благозвучные названия, это красивоцветущие растения семейства орхидных. Именно их эстетические свойства стали одной из причин сокращения популяций – цветы часто собирают на букеты и выкапывают клубни для высадки на своих приусадебных участках. В природе дикие орхидеи встречаются все реже, потому каждая новая популяция – радостное событие для экологов.

А сотрудники природного парка «Щербаковский» зафиксировали увеличение популяции серпухи донской. Это редкое растение встречается только на  юге Русской равнины, на каменистой почве, его численность страдает  не только в результате хозяйственного освоения территорий, но и от поедания семян личинками насекомых.

Исследовав две популяции серпухи в урочищах "Щербаковские высоты" и "Столбичи", сотрудники природного парка с удовлетворением отметили, что на этих участках растения чувствуют себя хорошо: занятая ими площадь составляет  не менее 14 тысяч м², а общая численность растений - порядка 7 тысяч. Внешний вид  и численность говорят о том, что в этих местах произрастания серпуха донская находится в стабильном экологическом состоянии.

А в природном парке «Эльтонский» увеличилась численность популяций хоть и не краснокнижного, но очень полезного  лекарственного растения - тимьяна казахского. Известный в народе как чабрец, он обладает отхаркивающим, противовоспалительным, обезболивающим действием  и усиливает секреторную деятельность желудка.

В этом году сотрудники природного парка насчитали в 1,5 раза больше этих растений, чем в предшествующие годы. Благодаря обильным осадкам экологи отметили увеличение численности и многих других растений. Отметим, что из более чем 500 видов, встречающихся в Приэльтонье, порядка 80 - лекарственные травы. 17 из них  занесены в государственную фармакопею  России, то есть официально могут использоваться в фармацевтической промышленности. Кроме тимьяна казахского, это тимьян Маршалла, солодка голая, синеголовник полевой, шалфей остепненный, эфедра двуколосковая, кермек полукустарничковый и другие.

Энциклопедия природы Самарской области (ч. 5)

 

Шалфей остепнённый, или сухостепной (Salvia tesquicola). Самарская обл.

Фото Д.В. Варенова (СОИКМ)

 

Шалфей поникающий (Salvia nutans). Самарская обл.

Фото Т.В. Вареновой (СОИКМ)

 

Шалфей степной (Salvia stepposa).

с. Титовка (Кошкинский р-н).

ФотоВ.П. Морова, май 2015

 

Шалфей мутовчатый (Salvia verticillata).

с. Нов. Кувак (Шенталинский р-н).

Фото В.П. Морова, июль 2016

 

 

 

Шалфей остепнённый, или сухостепной  (Salvia tesquicola). Жигули.

 

Шалфей клейкий (Salvia glutinosa).

Красная книга Самарской обл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шалфей мутовчатый (Salvia verticillata).

с. Нов. Кувак (Шенталинский р-н).

Фото В.П. Морова, июль 2016

 

Растительный и животный мир Кугея

    

Фото Анатолия Лисицына

 

Шалфей –  самый крупный род в семействе яснотковых,  который широко распространен в умеренных, субтропических и тропических областях Палеарктики.

Шалфей остепненный был описан М.В. Клоковым и Е.Г. Победимовой во «Флоре СССР» (1954) как самостоятельная географическая раса, выделяемая из Salvia nemorosa L. (шалфея дубравного) – вида  с обширным ареалом, описанного К. Линнеем из Средней Европы.

Это многолетнее травянистое растение высотой 30-60 см со стеблем, от основания опушенным длинными простыми и железистыми волосками. Листья морщинистые, продолговато-ланцетные, зубчатые по краям. Соцветие верхушечное, простое или с 1-2 парами боковых ветвей, с ложными 4-6-цветковыми мутовками. Прицветные листья фиолетовые или красноватые, отчего соцветие ярко окрашено еще до распускания цветков. Чашечка густо опушенная, 5-6 мм длиной, венчик сине-фиолетовый, редко беловатый, длиной 10-12 мм с серповидно изогнутой верхней губой и трехлопастной нижней. Плоды – трехгранно-шаровидные (1,5 мм длиной) темно-бурые с темными полосками орешки. Цветет в мае-июле. Размножается семенами.

Распространен на юго-востоке Европы, заходит в Западную Сибирь (юг) и Северный Казахстан. В Калмыкии встречается повсеместно на лугах, окраинах лесополос, степных склонах, песках. На территории заповедника произрастает в разнотравно-злаковой степи орнитологического и степного участков.

Старинное галльское изречение гласит: «У кого в саду шалфей, тому доктор не нужен». Не случайно название этого красивого душистого растения происходит от латинского слова «salvare» — быть здоровым. Древние греки столь высоко ценили целебные свойства шалфея, что называли его «травой бессмертия». Гиппократ и Диоскрит называли шалфей «священной травой».

         В древнем Египте это растение также считалось бесценным «спасителем жизни», его ценили за тонизирующие и омолаживающие свойства, а также за способность бороться с инфекциями (и даже с чумой).
А друиды (кельтские жрецы) верили, что с помощью шалфея можно даже воскресить к жизни. Известно древнее поверье, которое гласит: «Шалфей поддерживает и оживляет все, что было зачато».

Шалфей остепненный, подобно шалфею лекарственному, обладает вяжущим, противовоспалительным, и антимикробным действием. Применяется при желудочно-кишечных заболеваниях, воспалении мочевого пузыря, для лечения ангины, стоматита. Лечебные свойства шалфея связаны, главным образом, с наличием в растении эфирного масла, дубильных веществ и фитонцидов.

Мɵгв — так калмыки называли шалфей. Калмыцкие лекари (эмчи) использовали его в своих лечебных настоях и порошках. По некоторым данным, калмыки в калмыцком чае, кроме зеленого и черного чаёв, использовали смесь засушенных степных трав. Одним из компонентов этой смеси был шалфей, листья которого собирали до цветения.

 

Источник: "Чёрные земли"

Низовья долины реки Свишня

Ландшафтно-биологический памятник природы
Год создания : 1998
Площадь : 165,54 га
Правовой акт : Постановление главы администрации Липецкой области от 14.07.1998 № 250 «О расширении сети особо охраняемых природных территорий»

ООПТ создана для сохранения живописного и ценного в природном отношении участка долины реки Свишня - правого притока реки Быстрая Сосна. Она находится между селами Стегаловка и Свишня, включая урочище Каменный лог. Здесь сохраняется богатый комплекс водных, степных, луговых и лесных видов растений и животных, встречается значительное число редких и исчезающих видов, в т. ч. занесенных в Красные книги РФ и Липецкой области.
На ООПТ представлены несколько типов рельефа - склоновый, пойменный, останцово-водораздельный. Это показательный и разнообразный в ландшафтном отношении участок глубоко врезанной долины малой реки, изобилующей выходами известняка, песчаника, каменистыми осыпями.
На склонах долины встречаются выходы известняков и песчаников, благодаря которым лес имеет название «Каменный». Среди лесной чащи на вершинах небольших холмов и по коренному склону долины неожиданно выступают разбитые трещинами глыбы розового песчаника. Анализ особенностей природы останцов, их принадлежность к верхнему ландшафтному ярусу, особенно в местах, не подвергавшихся оледенению, позволяют отнести их к наиболее древним ландшафтам региона.
Формирование природы останцов уходит корнями в третичный период. Вершины большинства холмов-останцов не имеют покрова из лёссовидных суглинков. Поэтому непосредственно под почвой располагаются коренные породы нижнего мела (песчаники, пески, глины) и продукты их выветривания (красноцветные плотные элювиальные суглинки) или красноцветные пески и рыхлые песчаники с торчащими из почвенного слоя глыбами кварцитовидного песчаника. С учетом оригинальности, древности и неполноты исследований природы останцово-водораздельных ландшафтов необходимо их дополнительное изучение и охрана.
Почвенный покров мозаичен и представлен: по пойме реки Свишня - фрагментами пойменных луговых почв, на склонах - сильно смытыми серыми лесными почвами и выщелоченными черноземами, на прилегающих плато - серыми лесными почвами и выщелоченными черноземами. На крутых склонах почвенный слой содержит большое количество галечникового материала (известняка, песчаника).
В состав ООПТ входит река Свишня - типичная малая река Известнякового Севера Среднерусской возвышенности, приток реки Быстрая Сосна. Протяженность реки в пределах ООПТ около 3 км. Река имеет родниковое питание, вода прозрачная, холодная, течение быстрое. Дно на перекатах каменистое, на плесах - илистое. Ширина русла 3-10 м, глубина 0,5-2,0 м. У подножия склонов имеются родники.
На ООПТ представлены лесные, луговые и степные растительные комплексы. Крутые склоны покрыты нагорной дубравой и разнотравно-ковыльными степями. На каменистых склонах южной экспозиции местами встречаются участки петрофитных ковыльно-разнотравных и низкоосочковых степей сучастием редких видов (ковыль перистый, горицвет весенний, ветреница лесная и др.), склоны северной экспозиции заняты лугами или фрагментами нагорных дубрав. Пологие присклоновые плато заняты старыми культурами сосны.
Вершины и склоны холмов поросли дубом черешчатым с примесью липы мелколистной, клена платановидного и осины, с которыми во втором ярусе соседствуют дикие груша и яблоня.
На склонах, обращенных к северу, в травянистом покрове обильно произрастают дубравные виды: осока волосистая, копытень европейский, медуница неясная, звездчатка ланцетовидная, сныть обыкновенная и сочевичник черный.
На склонах южной экспозиции лес разрежен.
На осветленные поляны проникают степняки: шалфей остепненный и клевер горный.
В подлеске обычны бересклет европейский, на опушках - кустарниковые группировки из миндаля низкого, вишни степной, на открытых склонах - разнотравно-степные, ковыльно-разнотравные ассоциации.
Из редких растений, произрастающих здесь, следует отметить осоку низкую, ковыль тырсу, ковыль перистый, осоку прищемистую, гиацинтик беловатый, горицвет весенний, тринию многостебельную, полынь шелковистую и армянскую. На поверхности глыб песчаника изредка произрастают папоротник цистоптерис ломкий, полевица красная, мятлик прямостоячий, очиток едкий, ясколка полевая.
Участие редких, отчасти реликтовых видов растений в формировании степных фитоценозов на останцах - подтверждение древности данных ландшафтов.
Пойма реки занята лугами и ивняковыми зарослями. Русло реки на всем протяжении окаймлено узкой (3-15 м) полосой ивы ломкой, с участием во втором ярусе кустарниковых видов ив, ольхи черной, калины, черной смородины, шиповника, бересклета европейского. В поясе прибрежной растительности - осоки, камыш лесной, кустарниковые и древовидные ивы.
В составе ООПТ леса Государственного лесного фонда занимают около 90% площади и представлены островными лесными урочищами Каменный-1 и Каменный-2 Государственного лесного фонда (Тербунский лесхоз). Лесной фонд представлен средневозрастными порослевыми средне- и низкобонитетными дубовыми, березовыми, осиновыми насаждениями.
Леса на склонах и прилегающих плато разнообразны по лесорастительным показателям. В их составе встречаются редкие и реликтовые виды. В разных местах на придолинных склонах включены культуры сосны.
На ООПТ достаточно хорошо сохранились комплексы растений и беспозвоночных животных, характерных для каменистых степей, остепненных и суходольных лугов, нагорных дубрав, пойм. Видовое разнообразие макромицетов оценивается в 400 видов, сосудистых растений - 500 видов, амфибий – 6 видов, рептилий - 3, птиц - 70, млекопитающих - 25.
На ООПТ отмечено обитание редких видов.
Из мхов к ним относятся циррифиллюм волосоносный Cimohyilum piliferam, гедвигия реснитчатая Hedwigia ciliata, гриммия Мюленбекка Grommia muehlenbecku, паралеукобриум длиннолистный Paraleucobryum loogifolius.
Среди растений - ковыль перистый Stipa pennata, полынь армянская Artemisia armeniaca, миндаль низкий Amygdalus папа, кизильник алаунский Coteneaster alaunicus, горицвет весенний Adonis vernalis, клаусия солнцелюбивая Clausia aprica, ворсянка волосистая Dipsacus pilosus, колокольчик персиколистный Campanula persicifolia и др.
Из беспозвоночных выявлен усач бронзовый сосновый Monochamus galloprovincialis pistor.
Из позвоночных животных - украинская минога Eudontomizon mariae, гольян обыкновенный Phoxinus phoxinus, коростель Сrех crех, обыкновенный зимородок Alcedo atthis и др.


Литература

  • О расширении сети особо охраняемых природных территорий [Электронный ресурс] : постановление главы администрации Липецкой области от 14 июля 1998 г. № 250 (в ред. от 17.06.2014) // СПС Консультант Плюс. – 25.05.2017.
  • Площадь и границы памятника природы регионального значения «Низовья долины р. Свишня» [Электронный ресурс] : прил. 29 к постановлению администрации Липецкой области от 1 октября 2013 г. № 441 «Об утверждении площади и границ памятников природы регионального значения «Парк в с. Пальна-Михайловка», «Пажень», «Парк в с. Урусово», «Парк в с. Рязанка», «Парк в с. Денисовка», «Парк в с. Коробовка», «Парк в с. Плеханово», «Парк в с. Аннино», «Парк в с. Петровка», "Парк в с. Полибино», «Парк в с. Баловнево», «Парк в с. Трубетчино», «Парк в с. Долгоруково», «Парк в с. Стегаловка», «Парк в г. Ельце», «Парк в с. Шаталовка», «Парк в с. Ключ жизни», «Парк в с. Воронец», «Парк в с. Тульское», «Нижневоргольский», «Аргамач-Пальна», «Степи по р. Чичера», «Верхний парк», «Нижний парк», «Балка в окр. с. Лебяжье», «Долина р. Кривец», «Урочища Бортки и Рябиново», «Степь у Дубравки», «Низовье долины р. Свишня», «Низовья р. Ясенок» // СПС Консультант Плюс. – 25.05.2017.
  • Елисеев В. Свишня / В. Елисеев // Липецкая энциклопедия : в 3-х т. / ред.-сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. – Т. 3. - Липецк, 2001. - С. 212.
  • Ландшафтно-биологический памятник природы «Низовья долины р. Свишня» // Природное наследие Липецкой области : каталог особо охраняемых ландшафтов и объектов / В. С. Сарычев. - Кемерово, 2014. –С. 163-165.
  • Памятник природы Низовья долины реки Свишня // Липецкая область: уникальные уголки природы / сост. В. С. Сарычев ; фот. В. С. Сарычев, С. Н. Белых, И. С. Климов. – Тамбов, 2014. – С. 101.
  • Васильева Ж. Тайны Каменного леса / Ж. Васильева // Липецкая газета. - 2011. - 23 сент. - С. 6. - (Дубрава : страница о родной природе и ее охране : на конкурс «Дубравы»).

Ольшанские склоны -

Территория памятника природы занимает склоны коренного берега р. Ольшанки - правого притока р. Ардым. Степные склоны достигают наибольшей высоты и образуют крутые выступы, разделенные небольшими лощинами в районе с. Ольшанка. При этом сильно выступающие крутые склоны имеют южную экспозицию, а боковые - западную и восточную. Склоны покрыты сильно смытыми черноземами, содержащими примесь щебня и опоковидного песчаника.

На крутых склонах южной экспозиции развиваются редкие для Пензенской области ассоциации песчано-каменистых степей с доминированием степных злаков: типчака, келерии сизой, ковыля волосовидного. Из разнотравья в этих ассоциациях участвуют тысячелистник благородный, полынь австрийская, шалфей остепненный; из бобовых -астрагал эспарцетный. В верхних частях склона значительное распространение имеет песчанолапчатково-волосовидноковыльная ассоциация, значительно сократившая свою площадь в связи с разработкой карьера. На одном из таких склонов развивается ассоциация с доминированием эфедры двухколосковой, которая занимает небольшую площадь. В ней участвуют келерия сизая, типчак, терескен серый, грудница тонколистная, лапчатка песчаная, василек сумской, полынь равнинная, мордовник обыкновенный, остролодочник волосистый и др. Здесь же встречаются степные кустарники: спирея городчатая, ракитник русский, миндаль низкий, но они не образуют сплошных зарослей.

На склонах западной и восточной экспозиций развиваются луговые степи, типичные для Пензенской области. На фоне лугово-степного разнотравья (подмаренник настоящий, тысячелистник обыкновенный, лабазник обыкновенный, земляника зеленая, шалфей остепненный) преобладают кострец береговой и типчак. Заметное участие в этих ассоциациях принимает астрагал эспарцетный. По днищам лощин располагаются настоящие и болотистые луга, нередко порастающие кустарниками и деревьями.

Научная ценность участка определяется тем, что здесь обитают виды, занесенные в Красную книгу Пензенской области. Среди них особого внимания заслуживает терескен серый - ксерофильный кустарник, основная часть ареала которого находится в горах Центральной Азии. По «степному коридору» вдоль долины р. Суры граница ареала проходит на север, достигая Мордовии. Кроме терескена, здесь произрастают: астрагал эспарцетный, ковыль перистый, солонечник узколистный, эфедра двухколосковая и другие редкие виды.

Велико и эстетическое значение Ольшанских склонов. Недалеко от них бьет «Живописный родник» с чистой целебной водой, над которым величественно блестят купола храма.

Ольшанские склоны и прилегающие к ним территории являются одним из важнейших элементов природного и культурного наследия Пензенского района.

90 000 фактов о великом мудреце — тетереве: животные Северной Америки

Большой тетерев — самый крупный североамериканский тетерев, населяющий степи канадских провинций Саскачеван и Альберта и 11 западных штатов США. Его называли шалфейным тетеревом до 2000 года, когда шалфей Ганнисона был выделен в отдельный вид. Популяция великого мудреца сокращается в его ареале; поэтому он занесен в список находящихся под угрозой исчезновения многими международными и национальными организациями.

Описание

Самец более крупного тетерева весит около 7 фунтов и имеет максимальную длину более 30 дюймов, а самки достигают 23 дюймов в длину и весят около 4 фунтов. Ноги великого мудреца имеют перья на пальцах ног. У них длинные заостренные хвосты. Взрослая самка серовато-коричневая с темным животом и светло-коричневым горлом, а у самцов черный живот, темно-коричневое горло, белая грудь, сероватый верх и желтые пятна на обоих глазах.

Среда обитания и ареал

Эти птицы являются постоянными обитателями шалфейной экологии, обычно обитая в сообществах можжевельника или лугового шалфея.Они используют окружающие луга в качестве кормовых угодий. Их исторический ареал включает Саскачеван, Британскую Колумбию и Альберту, Канаду, и шестнадцать штатов США. Население Канады сократилось примерно на 98% с 1988 по 2012 год, и эта птица вымерла в Британской Колумбии, в то время как в Соединенных Штатах она была уничтожена в пяти штатах США к 2013 году. В настоящее время более крупный глухарь водится в Вашингтоне, штат Орегон. Айдахо, Монтана, Вайоминг, Северная Дакота, Южная Дакота, Небраска, Колорадо, Юта, Невада и Калифорния.

Почему высшие мудрецы считаются видами-индикаторами?

Вид-индикатор – это животное, отсутствие или присутствие которого отражает состояние экосистемы и может использоваться для оценки состояния окружающей среды. Присутствие большого шалфея в полынной степи является показателем нетронутой и здоровой среды обитания полыни. Популяция этих птиц в некоторых районах сократилась из-за развития многих антропогенных явлений, таких как добыча газа и нефти.

Сохранение в Канаде

Более крупные шалфеи были внесены в список находящихся под угрозой исчезновения в 1997 году, а затем объявлены исчезающими в 1998 году в Канаде. В соответствии с Законом об опасности видов губернатор совета издал приказ о защите большого шалфея и запретил разрушение экосистемы полыни в 2013 году. Закон также запрещает строительство зданий или любых сооружений в определенных районах.

Охрана природы в США

Первоначальная петиция о защите этих птиц была отправлена ​​в Соединенные Штаты Крейгом Дреманном из США в июне 2002 года.USFWS гарантировал, что виды птиц должны быть защищены в соответствии с ESA (Законом об исчезающих видах) в 2010 году. привели к усилиям по сохранению со стороны широкого круга заинтересованных сторон, включая экологические группы, производителей энергии и правительственные учреждения, чтобы не допустить включения птицы в список исчезающих видов.

Реставрационные работы прошли успешно, т.к. МВД объявило, что в 2015 году его не нужно защищать под ЕСЗ, но не всех это обрадовало.Многочисленные экологические группы подали в суд на внутренний отдел.

Правительство объявило, что в 2017 году пересмотрит план охраны природы эпохи Обамы, заявив, что оно рассмотрит создание рабочих мест и местный экономический рост. Предлагаемый капитальный ремонт сократит среду обитания шалфея примерно на 9 миллионов акров, чтобы разработать более крупный энергетический план для увеличения добычи газа и нефти. Обзор также дал штатам право решать, какое развитие может быть разрешено в непосредственной близости от места обитания полыни.

.

Знакомимся с садами. А мы в Вифлеем! Растительность Святой Земли - OKN.EDU.PL - Ośrodek Kultury im. СК Норвид

18 декабря 2021 г. в 11:00 утра.
Веб-семинар на www.okn.clickmeeting.com и www.facebook.com/OgrodyNowejHuty.

Регистрация на сайте www.okn.clickmeeting.com.

Вход свободный. Лимит мест: 50 человек.

Когда волхвы с Востока путешествовали через пустыню в Вифлеем, пустыня, вероятно, была пустой, сухой и, по-видимому, лишенной всякой растительности.Но раз в году, обычно в феврале, после зимних дождей пустынные кустарники покрываются цветами и пустыня расцветает коврами из многолетников и травянистых растений, которые только в этот короткий весенний период имеют шанс зацвести и дать семена.

В Израиле преобладает пустынная, полузасушливая и степная растительность. Но Святая земля — это не только пустыни — на берегах Средиземного моря или на севере вокруг Галилейского моря и в долине реки Иордан можно встретить очень разнообразные зеленые сообщества средиземноморской растительности.

Богатство растительности этой местности обусловлено ее расположением на стыке Европы, Азии и Африки, поэтому здесь встречаются флоры этих трех континентов. В общей сложности здесь произрастает более 2600 видов местных растений, а также множество видов иностранного происхождения, которые были преднамеренно интродуцированы или привезены сюда на протяжении веков. Купцы, паломники и другие путешественники, путешествуя по торговым путям, привозили с собой семена новых растений, которые очень хорошо прижились здесь как в посевах, так и в естественных сообществах.

А в пустыне были созданы поселения людей, а рядом с ними, благодаря интенсивному орошению, выращивание сельскохозяйственных культур. Путешествуя по Израилю по стопам волхвов с Востока, а также Христа и его апостолов, мы можем увидеть пахотные поля, плантации фруктов и пряностей, а также полюбоваться современными декоративными садами в оазисах, кибуцах или в таких городах, как Иерусалим. или Хайфа.

Доктор Мария Ланкош-Мроз - ботаник, многолетний сотрудник Ботанического сада Ягеллонского университета (с 1974 по 2021 год).Член Польского ботанического общества, работает в Секции ботанических садов и дендрариев ПТБ, где занимается популяризаторской и просветительской деятельностью. Она заядлый фотограф природы и путешественник, а также любитель гор и горного туризма. Соорганизатор ежегодных ботанических экспедиций, направленных на знакомство с флорой и садами других климатических зон — преимущественно стран Южной Европы и Средиземноморского бассейна. В 2000 - 2019 годах состоялось 28 таких поездок, в том числе за пределы Европы, в том числев в Грузию, Израиль, Канарские острова, Малайзию, Бразилию, Мексику, Южную Африку.

Проект «Огроды Новая Хута» реализуется Студией экологической анимации в рамках государственно-частного партнерства, создан в 2011 году и непрерывно продолжается уже 10 лет. Он предполагает создание доступных и дружелюбных зеленых зон в районах Новой Гуты, помогает жителям организовывать и развивать территории в непосредственной близости от них, интегрирует и поддерживает активных жителей Новой Гуты в местных инициативах.В ходе проекта было создано 16 садов и патио Клуба Кузьня Ошродек Культуры им. CK Norwid (Os. Złotego Wieku 14) для Зеленой мастерской - Мастерская молодого садовника. С 2018 года проект также направлен на распространение знаний о садоводстве и экологии. В рамках этой деятельности проводятся семинары и лекции, а также организуются последующие выпуски Новогуцкого Рослинобрания.

Проект реализуется в партнерстве с ArcelorMittal Poland, Управлением городского озеленения в Кракове и советами пяти т.н.Районы Новой Гуты города Кракова.

Подробная информация:
Лаборатория экологической анимации
Лаборатория наследия Новой Гуты
Ośrodek Kultury im. С.К. Норвид
ос. Гурали 5, 31-959 Краков
тел.: 12 644 27 65 доб.21, [email protected]
www.okn.edu.pl
www.facebook.com/OgrodyNowejHuty

.

Ойкофобия и степной калмык - блог wawel

Тема последних дней - термины "фатерофобия" и "степной калмык". Эти понятия связаны друг с другом довольно интересным образом. Нельзя отрицать, что уже как минимум сто лет Польша имеет несчастье считать своими гражданами бесчисленные толпы степных калмыков. Польская Народная Республика возвела калмыцкие табу в ранг господствующего класса (один из двух таких слоев). Генезис, причины и следствия сожительства поляков со степным калмыцизмом - достаточно сложный и обширный вопрос.Здесь достаточно выделить проблему, сказав, что она связана с формой границ Польского государства, историей действий России по отношению к национальным меньшинствам ( зона расселения Екатерины II и т. д.) и наивность польской элиты (по некоторым данным еще и удобство этой элиты). Термин «калмык», конечно, условный, знак скорее «знаковый», чем «говорящий», но тем не менее он иногда вполне точно понимается употребляющими его. Встречаются и заменители термина «калмык» в публичном дискурсе, такие как: туран, азиат, кочевник, кочевник, варвар, хазар, монгол (если хазар, то в силу частых этнических скрещиваний степных племен, приоккских племен и племен населявших земли позднейшей Руси и Руси с правящим слоем Хазарского каганата, т.е.в с иранскими, "византийскими" и ближневосточными евреями - как слово, синоним слову калмык, употребляется также слово еврей (Семита, Иудеохазар и др.).

Этническое горнило земель к востоку от Республики Польша делает неясными термины, определяющие происхождение и национальность. В этой чаще экспансии, так сказать, азиатчины в европеизм немало устраивали представления и труды Феликса Конечного о туранской, еврейской и византийской цивилизациях. К сожалению, в коммунистический период он был запрещенным автором, поэтому польские политики мало знают о его открытиях.Азиатское нарастание на латинский корень (оно росло в ходе многовекового переселения этих народов на запад) - это богоугодное дело и беда для местных народов. Польша имеет свой исторический национальный «генотип», вписанный в конфликт и сопротивление азиатской экспансии в Европу. Символом этого является борьба покровителя Польши св. Адальберта против еврейских (отчасти хазарских) работорговцев, то есть, как мы сказали бы сегодня, «олигархов» (некоторые их лица были увековечены Гнезненскими дверями). Как только сила нации ослабевает, , или ослабевает от внутренних врагов, , она вступает в борьбу с этим хаосом (на языке еврейских социалистов 19 века).«die Chaoten») элемент, с этой коррозией латыни. Странно, что люди происходят из культур, которые никогда не развивали правовые системы в понимании латинской цивилизации. "исконный закон", племенной - , когда он распространился на запад, они стали сотворять правовые слои в странах, в которые переселялись их предки. Это привело к азиатизации (талмудизации, структурной регрессии) европейских правовых систем.

Многие книги (главы) Корана, Торы и Талмуда дают прямое представление о том, что можно условно и условно назвать «калмыцким» менталитетом. Сегодняшний случай «степного калмыка» дает красивую клиническую картину обыкновенного калмычества. Обыкновенный калмыцизм это - вкратце - родовитость, кастовость, династийность, культ "больших денег" и только материальных, осязаемых ценностей (то, что можно потрогать), закон вендетты, родовая месть, двуличие, бытовая ложь, семейные кланы , индустрия мести, софистика, закон без этики, отсутствие таких понятий, как честь, патриотизм (глубоко понимаемый), истина (заменяется на "толкование").Поведение бандитского типа, угрозы, что данный калмык вместе со своими друзьями (характерное стадо, мафиозный элемент) уведут кого-то в лес и "проучат" относятся к канону, даже к генотипу этого типа людей. Короче говоря, калмыцкость - это 3 вещи: закон кулака, стадный закон , и непрекращающееся кочевничество (результат которого, очевидно, "фатерофобия"). Ойкофобия – это естественное отношение, отношение захватчика и эксплуататора к совокупности прав захваченного сообщества и его граждан.В условиях отефобии морализаторство и симптоматическая терапия не действуют.

После окончания Второй мировой войны латинская цивилизация во многом опуталась паутиной различных неомарксистских «псевдопонятий». Эти даты являются продуктом инициации процессов дезинтеграции Запада. Они были созданы более-менее в то время, когда... стали распространяться по миру телескопические дубинки, то есть в 1950-х гг., и выполняют аналогичную функцию. Они используются для разгона скоплений людей, собравшихся вокруг ясно видящих вещей... В основном их используют службы психической безопасности, которые следуют правилам легкомыслия в интересах каких-то лоббистов или центров силы.

.

Panicz заперт - rp.pl

Когда Александра Пилсудская познакомилась со своим будущим мужем, ее поразил контраст между его руками. «Левая рука — узкая и нервная, стройная и нежная, оканчивающаяся почти женскими пальцами, — это рука художника и мечтателя. Прав было гораздо больше, как будто у другого человека. Крепкий, даже зверский, с ровными, квадратными кончиками пальцев, такой сильный, что, казалось, мог сломать в нем подкову; это была рука солдата и человека действия. В поздние годы я часто думал, что ничто так не характеризовало этого человека, как две его руки, как бы принадлежащие двум людям, с ярко выраженными чертами характера».

Левая рука также отражала тонкую, деликатную сторону личности Пилсудского, способную проявлять самые теплые чувства, особенно к своим дочерям. Законы также характеризовались его жестким характером, твердостью в делах, суждениях и речи.

Сам маршал говорил о себе: «Вы видите меня и говорите: Пилсудский. Между тем, у нас здесь целая компания, целая куча. Итак, сначала Зюк, упрямый, упрямый мальчик. Затем мастер из Зулова, сентиментальный, романтичный, нежный, полный гуманных чувств и благородных влечений, затем Сакья-Муни, мудрец, познавший мир и исследовавший человеческую природу до дна, знающий все ее инстинкты, слабости и влечения.Наконец - вождь"

ПОКОЛЕНИЯ И я вспомнил наших отцов и дедов, которые когда-то проходили через полярное сияние весной и хотели верить, что полярные сияния, оказавшиеся вечерними, были утренними... в августовские дни это была иллюзия полярного сияния, которая для нас могло быть только вечернее сияние, хотя потом оказалось, что было утро. Юзеф Пилсудский. Выступление на съезде Союза легионеров. Кельце, 8 августа 1926 г.

Они были, как он выразился, «творениями, сопровождающими его одиночество».Он говорил о своем тонком и нежном лице. «Мастер из Зулова закончил свою роль. В мае 1926 года я запер его. Иногда я отпускаю его ненадолго. Он останется взаперти до самой смерти (...). Его времена закончились навсегда. Я просто удивлен, как они могли продолжаться так долго».

Александра Пилсудская вспоминала, что после мая 1926 года ее муж так и не обрел былого спокойствия и самообладания.

Хотя сам маршал называл 1926 год решающим моментом для изменения своего поведения, процесс начался раньше, в ноябре 1918 года, когда он стал главой государства.Он признался в своей «сентиментальной уверенности в силе возрождения польской души» с возрождением польского государства. Однако его ждало огромное разочарование, так как он не смог склонить польских политиков к сотрудничеству и у него сложилось впечатление, что они встретились для того, чтобы плевать друг на друга, а не для рукопожатия. Он заметил «необходимость для ссор и споров». По словам историка Владислава Побог-Малиновского, Пилсудский убедился, что в Польше нельзя ничего сделать с помощью доброты и убеждения, что нужно навязывать и заставлять, быть безжалостным.Разочарование отношением политической элиты было, конечно, также разочарованием от того, что его недостаточно слушали и уважали, и относились к нему как к авторитету. Процесс изменений в поведении Пилсудского углубился в результате кампании ненависти Национально-демократической партии после избрания и убийства Габриэля Нарутовича.

Ожесточился и ожесточился Пилсудский и под влиянием клеветы, брошенной на него, когда он был главнокомандующим и главой государства. А еще его обвинили в краже государственных денег, тайных связях с большевиками во время войны и избиении своих детей шашкой.Это клеветники ссылаются на слова, сказанные в 1923 году: «Плюй, чудовищный карлик на кривых ногах, выплевывая свою грязную душу, плюя на меня отовсюду, ничего не щадя впрок – семью, отношения, близких мне людей, следуя мои шаги, делая обезьяньи гримасы, преображая каждую мысль наоборот, — этот чудовищный карлик полз позади меня, как неразлучный друг».

Наделенный всем человеческим обаянием

Самореклама

Мы удваиваем подписки

Купите ежеквартальную электронную подписку и мы продлим срок вашей подписки

КУПИТЬ

Пилсудский производил большое впечатление на людей, которые вступали с ним в контакт.Румынский принц Николай сказал, что его отец, король Фердинанд, хотел тепло приветствовать маршала, но с некоторой небрежностью. «Ведь маршал, глава государства, не король». Поезд остановился, и Пилсудский встал в дверях вагона. «Затем медленно, очень медленно он начал уходить. Что-то в его глазах заставило меня невольно выпрямиться. Я посмотрел на отца и понял, что перед тем, как маршал спустился, мой отец бросил сигарету и стал по стойке смирно». Писательница Мария Жанна говорила о «монархическом трепете», который Пилсудский вызывал в народе.«У него всегда был стиль вашей фамильярности», — вспоминал отец Валериан Мейштович.

Генерал-губернатор Варшавы во время Первой мировой войны Ганс фон Безелер назвал Пилсудского соблазнителем масс. В 1916 году Мария Домбровская отметила, что он был полон обаяния в образе жизни, впечатляющей красоты с «каменной и необычной головой». Зофья Налковская писала, что он был наделен от природы «всем человеческим обаянием», у него были талант, энтузиазм, живость и грация.

По словам социалистического активиста Адама Пражье, «он разговаривал с солдатами на солдатском наречии, часто используя пикантные выражения.Он мог быть обаятельным возбудителем среди дам, а когда нужно, становился интересным рассказчиком среди мужчин постарше». У Станислава Козицкого сложилось впечатление, что Пилсудский пытался воздействовать прежде всего на эмоциональную сторону людей. Он был «привлекательным человеком и обладал уникальным даром внушать людям, он был, как говорили некоторые, гипнотизером». Каетан Моравски вспоминал: «Сколько людей, которых я знал, были буквально очарованы им. Они не разделяли его взглядов, критиковали его поступки, осуждали его словесные выходки, не могли устоять перед его обаянием (...) После принятия главой государства иностранные дипломаты признавались, что возвращаются плененные не своей мощью или умом, а своим величием. Вероятно, ингредиентом такой величины была магнетическая сила, которая зажигала самый обыкновенный и будничный разговор сиянием легенды, одних связывала навеки, а других отталкивала, сбивала столько ненависти и еще больше любви».

Князь Януш Радзивилл был поражен тем, что его родственник Станислав Радзивилл, возмущавшийся тем, что «социалист» стал главой государства после восстановления независимости, при встрече с главой государства поддался его влиянию (он стал адъютантом Пилсудского).Януш Радзивилл назвал это влияние «психопатическим». После знакомства с Пилсудским в 1925 году Зофия Налковская записала в своем дневнике: «Вы не можете жить с ним иначе, как через него — хоть протестуя, хоть защищаясь — вы всегда на его плоскости. Напряжение в его психической жизни настолько велико, что вы задыхаетесь, чтобы не отставать от него. Его вес давит все — как танк». Игнаций Дашинский тоже поддался очарованию Пилсудского, который вспоминал, что, слушая Пилсудского, можно забыть о мире и времени.

Огонь любви до 1863 г.

На глаза Пилсудского обратили внимание. Их описывали как серые, серые, бледно-голубые, огненные, пронзительные, стальные. Граф Гарри Кесслер, немецкий дипломат, даже назвал их «мистическими».

Вацлав Збышевский вспоминал, что «у Пилсудского был низкий бас с невероятным вильнюсским акцентом. Для жителей Вильнюса Пилсудский мог показаться иностранцем, с трудом выражающимся только по-польски. Его глубокий бас был единственным в своем роде.Это было похоже не на разговор, а на монолог из потустороннего».

Пилсудский завоевал уважение и авторитет своими словами, устными и письменными. Его приказ армии после майского переворота и его речь о захоронении праха Словацкого на Вавеле являются наиболее яркими примерами этого.

В выступлениях и сочинениях Пилсудского много афоризмов. Среди многих стоит вспомнить фразу: «Кто не уважает и не ценит своего прошлого, тот не достоин уважения настоящего и не имеет права на будущее».Сам он очень ценил и уважал январских повстанцев. Станислав Кот-Мацкевич писал о маршале в «Klucz do Piłsudskiego»: «Мы никогда не насытимся этим персонажем, если до 1863 года не увидим ее зажженной огнем любви». Пилсудский воспитывался не в культе поражения, а в восхищении моральным величием людей, которые хотели сражаться за Польшу. Он констатировал: «1863 год дал небывалое величие, величие чуда труда, колоссальность коллективной силы, усилия воли и силы нравственной. Я думаю, что если бы передо мной были люди из тех времен, они бы сказали мне, как я часто говорю себе: мы погибли не зря и урок для вас из нашей смерти может прийти».

Своим дочерям он рассказывал сказки, но блестяще использовал сказочную форму и в публичных выступлениях. На тему сказки о Золушке он основывал свое выступление на одном из съездов Союза легионеров.

Хотя я часто оправдываюсь перед поляками

Пилсудский использовал совершенно другой язык по отношению к своим политическим оппонентам. Однако это произошло только после 1922 года. Это было жестоко, даже вульгарно и оскорбительно для людей. Он публично сказал об Игнатии Дашиньском: «Он дурак».Он пренебрежительно отзывался об оппозиционных полпредах как о проклятом быдле, ублюдке, даже придумал термин «фажданиц послинис». Славой-Складковский в «Клоках отчетов», цитируя маршала, расставлял точки вульгарными словами.

Он критиковал - часто жестоко - партии, Сейм, политиков и плохие манеры, говоря: «Суйе и негодяи свирепствуют». Его возмущала безнаказанность всех злоупотреблений в государстве. Он заметил: «Всякое злодейство хорошо, когда оно совершается человеком его собственной партии, и плохо только тогда, когда оно совершается человеком противоположной партии».«Что вы сделали с этой страной? Вы сделали посмешище».

Адъютант Лепецкий услышал слова маршала: «Глупость, полный абсурд. Кто видел, как правит такая нация, страдает вместе с вами». Однако маршал подчеркнул: «Хотя я часто говорю о глупой Польше, я представляю себе Польшу и поляков, я служу только Польше».

Если бы не я...

Константин Скирмунт отмечал в 1914 году, что Пилсудский был захвачен своим величием, он хотел, чтобы в него верили и чтобы его считали лидером.Два года спустя профессор Владислав Конпочинский, хотя и был сторонником Национально-демократической партии, увидев Пилдуского на плечах своих сторонников, признал: «На узкой улице было что-то вроде дыхания величия».

Несомненно, Пилсудский чрезвычайно остро чувствовал свою историческую роль. «Если бы не я, вряд ли возникла бы Польша! А если возникнет, выживет ли? Я знаю, что он сделал для Польши!». «Я прославил польское оружие в первые дни польской жизни победами такими блестящими, такими неведомыми, такими слышанными где-то в далеком прошлом, что до сих пор умиляет грудь солдата этой славой».

ХРАМ ИСТОРИИ У каждого народа есть памятники, вмещающие его страдания и радости, словно в одном очаге, средоточии переживаний целых поколений. Такими памятниками являются: руины, поля сражений, замки, улицы, дома на этих улицах, где при виде горячее сердце бьется и на глаза наворачиваются слезы. Это храмы истории, которых так много в Польше. Юзеф Пилсудский. Выступление в Торуни. 5 июня 1921 г.

Он также сказал: «Что я могу сделать, они видят на десять метров, а я вижу на тысячу, поэтому, глядя в одном направлении, мы видим одни и те же вещи по-разному и не можем общаться».У Зофьи Налковской сложилось впечатление, что о нем говорило не приписываемое ему самомнение, а «неслыханная гордыня, исключающая даже тщеславие, безразличие к человеческому суждению вследствие абсолютного отсутствия сомнений». Он никогда не забывал, сколько клеветы было брошено против него, и как он был лишен уважения, которого он должен был ему. Вот почему он сказал: «Когда я предстану перед Богом после смерти, я попрошу Его не посылать великих людей в Польшу», потому что поляки будут «мучить и осквернять» выдающуюся личность, такую ​​же, как и он.

Самые близкие люди одиночки

«У меня всегда были задатки одиночки, живущего и пережевывающего все в себе и в себе. (...) Это может быть и красиво, и поэтично, но иногда чертовски трудно настолько перерасти окружение, чтобы не встретить равных друг другу коллег и друзей», — писал он в письме Александре Щербинской, своему будущему жена.

Одиночество Пилсудского началось, когда в 1912 году он стал командиром Стшелце. Михал Сокольницкий писал, что: «Он постепенно становился все более изолированным, как будто он удалился даже от своих самых близких друзей (....) беседы принимали форму докладов и отдачи приказов, а отношение отдельных, даже близких к нему людей стало приобретать черты отношения подчиненных к командиру». Отчасти это было закономерным явлением - ведь он создавал кадры польской армии, а будущие офицеры были на поколение моложе его.

Среди сотрудников командующего, а затем и маршала только двое могли считать себя его друзьями: Александр Пристор и Валерий Славек, с которыми он встречался во времена ППС.После ареста Александра Пристора в 1912 году охранкой Пилсудский писал: «Он был моим самым дорогим другом, и в мыслях или снах я принципиально поддерживал с ним жизненное общение. (...) Я уже слишком стар, чтобы заводить сердечных друзей и сближаться с ними, как это было с Олеком». Их дружба также была основана на близости, которая обычно порождается общиной места происхождения. Пристор родился в Вильнюсе, где, как и Пилсудский, окончил среднюю школу. Он был крестным отцом первой дочери Пилсудского Ванды.

На экземпляре «1920 года» он написал посвящение Валерию Славеку, в котором сравнил себя и себя с двумя неутомимыми лошадьми, тянущими одну и ту же машину. Он не относился ни к одному из своих ближайших сподвижников, которым подарил 1920-й год, так равнодушно к себе и в то же время так сердечно: «На Рождество, мой милый, приветствуй своего друга с книгой, дружбой и сердцами всего семья." Именно Славек планировал, что Пилсудский станет президентом после Игнация Мостицкого.

Среди своих сотрудников, моложе его на поколение, он определенно выделял Юзефа Бека.«В своей работе над польской внешней политикой я нашел особенно талантливого и умного сотрудника в лице министра иностранных дел. Я не могу сказать вам достаточно комплиментов, мистер Бек. Пилсудский очень любил Болеслава Веняву-Длугошовского, ценил его за чувство юмора, но также доверил ему множество конфиденциальных политических и дипломатических миссий. «Я обрушивал на него сложные задачи государственного характера, с которыми министры не могли справиться», — сказал Пилсудский.Он также сказал: «Это человек, которому я безмерно доверяю».

Леонард, Мария, Александр, Евгения

"А женщины? В данном случае я не хочу, чтобы улыбки говорили о скверне моей души. Я говорю о женщине как о красоте жизни. Я говорю о женщине как о существе, которое часто дает лучшие, более благородные мотивы, которое дает радость жизни мужчине», — заявил Пилсудский.

Женщин в его жизни было немного. В изгнании она была известна Леонарду Левандовскому по юношеской и недолгой любви.Он был дважды женат. В 1899 году он женился на Марии Юшкевич, которая была на два года старше его, сочувствующей социалистическому движению и движению за независимость, которую называли «красивой дамой» из-за ее красоты. По словам Яна Пилсудского, брата маршала, брак был заключен необоснованно. Юзеф собирался позаботиться о типографии ППС и нуждался в человеке для ведения хозяйства. Однако биограф маршала, профессор Януш Чисек, придерживается другого мнения.

Брак Юзефа и Марии Пилсудских довольно быстро распался, но они прожили вместе до Первой мировой войны.В 1906 году Пилсудский познакомился с Александрой Щербинской, которая принадлежала к боевой организации ППС. Вскоре их свел многолетний роман. В этом союзе родились дочери: Ванда в 1918 году и Ядвига в 1920 году. Мария Пилсудская не согласилась на развод и оставалась женой Пилсудского до своей смерти в 1921 году. Кардинал Александр Каковский вспоминает, что вместе с нунцием они заявили, что есть основания для расторжения брака Пилсудских. Однако Юзеф Пилсудский сказал ему, что пообещал своей жене, что никогда не бросит ее.

Свадьба Юзефа Пилсудского и Александры Щербинской состоялась в 1921 году. Если верить воспоминаниям Янины Дунин-Вонсовицовой, этот брак также переживал кризис.

Вероятно, в 1924 году, отдыхая в Друскининкае, он познакомился с молодым курортным врачом Евгенией Левицкой. «Она была типом пограничной, степной девушки с сильным характером, большой гражданской смелостью в выражении своих мыслей и природным юношеским чувством юмора», — писал Мариан Ромейко. Мы, наверное, никогда не узнаем, что общего у Пилсудского и Евгении Левицкой.Вероятно, не роман, возможно, это было скорее увлечение Пилсудского молодой, интеллигентной женщиной. В декабре 1930 года Пилсудский в сопровождении Левицкой и его адъютанта Марцина Войчинского уехал отдыхать на Мадейру. Однако Левицка вернулся в страну раньше Пилсудского. В июне 1931 года она покончила жизнь самоубийством, и причины этого шага, предпринятого полной жизни женщиной, так и не были объяснены. Пилсудский присутствовал на мессе перед похоронами Евгении Левицкой.

Дома маршала

Янина Дунин-Вонсовичова вспоминала, что дом Пилсудских в Сулейовке «был скромным, но о традициях польской дворянской усадьбы, где сама хозяйка ведет хозяйство, дети на первом плане, гостей встречают радушно, радушно и непринужденно.Никакой "выставки" или позы там не было. Мариан Ромейко писал: «Быт Бельведера был почти монашеской простотой и обычаями. Там не было больших вечеринок, банкетов, роскошных обедов и завтраков». Единственными крупными мероприятиями в Бельведере были «чаепития», устраиваемые несколько раз в год Александрой Пилсудской, на которых время от времени появлялся маршал.

Дочери маршала выросли в Сулейовеке и Бельведере. По отношению к ним он всегда был «джентльменом из Зулова», мягким и нежным человеком.Он любил их любовью не только отца, но и деда. Первая дочь родилась, когда Пилсудскому был уже 51 год. Александра Пилсудская писала в своих мемуарах, что муж баловал и разводил своих дочерей, настолько он их любил. Он был идеально настроен на менталитет детей. «Дом в Сулейовеке звенел от смеха всякий раз, когда дети были с отцом. Он часто часами рассказывал им сказки и свои приключения (...) и радостный смех детей был для него самой ценной наградой за тяготы и муки жизни». Он не забыл привезти им подарок из поездки.Во время своего пребывания в Румынии он окунул голубую ленту в Черное море и вручил ей подготовленную для своих дочерей справку о том, что она не изменила своего цвета.

С 1928 года у Пилсудского была контора и квартира в двухэтажном доме на Уяздовских аллеях, в комплексе зданий Главной инспекции вооруженных сил. Он проводил там много времени, иногда даже недели, возвращаясь во дворец Бельведер в субботу вечером, чтобы провести воскресенье с женой и дочерьми. Во время многочисленных простуд и гриппа он переехал в здание ГИСЗ, не желая заразить свою семью.

ЗАКОН И ЧЕСТЬ Когда я беру жизнь и цвет зеленой жизни, я считаю цветом человеческой надежды, когда я ищу те вещи, которые имеют силу символа - не в силах решить проблему, колеблясь между любовью к силе и любовью к свободу, но я не нахожу ничего, кроме закона и чести. Чтение «Демократия и армия» 29 июня 1924 г.

Он использовал две большие комнаты: спальню с окнами на Уяздовские аллеи и кабинет с террасой со стороны небольшого фруктового сада.Оснащение комнат было скромным. На стенах кабинета и спальни висели в том числе картина «Богоматерь из Остра Брамы», полотно Людомира Шлендзинского «Маршал в Вильнюсе», портреты повстанцев и сцены 1863 года. В кабинете стоял железный гроб, из которого маршал всегда брал ключ, выходя из квартиры. Его пресс-папье было браунингом, пистолетом, использовавшимся во времена ППС.

Он проводил много времени в глубоком клубном кресле за маленьким столиком. Здесь он играл и читал пасьянсы.

Вел ночной образ жизни, ложился обычно в 3-4 часа ночи, часто страдал бессонницей. Обычно он спал до 10 и более, поэтому на окнах спален были установлены светонепроницаемые жалюзи.Отпуск он проводил с женой и дочерьми в усадьбе в Пикелишках и в Сулейовке, но уезжал на длинные каникулы - в Египте, Румынии и на Мадейре - без семьи. Он напомнил мнение доктора Паренски о том, что месяца недостаточно для «восстановления нервов». Самая длинная поездка на Мадейру длилась три с половиной месяца.

Любимым городом маршала был Вильнюс. И хотя именно здесь он столкнулся с жестокой русификацией в младших классах средней школы, хотя, по его словам, при воспоминании о тех временах у него с уст срывались проклятия, годы его юности в Вильнюсе были счастливыми. «Всю красоту в моей душе Вильнюс ласкал. Здесь первые слова любви, здесь первые слова мудрости, здесь все то, что сердитый юноша ласкает стены и ласкает холмы». В Вильнюсе он любил проводить именины в кругу семьи.Отец Валериан Мейштович писал, что было известно, что в Вильнюсе, где Пилсудский чувствовал себя лучше всего, с ним можно было решать разные трудные дела.

Остробрамская - милая мама

Пилсудский также был связан с Воротами Зари. Ванда Филиповская-Пелчиньская сказала в 1912 году: «Вы знаете, что я, старая социалистка, когда мне нужно принять важное решение, перед этим молюсь Богоматери Остра Брама». Изображение картины Мадонны Виленской всегда сопровождало маршала в его путешествиях.Казимеж Глабиш, офицер Генеральной инспекции вооруженных сил, вспоминал, что, войдя в спальное отделение вагона, в котором он ехал, маршал проверил, есть ли в нем миниатюра Богоматери из Остра Брамы и фотографии ее дочерей. . Изображение Богоматери Врат Зари было над кроватью маршала.

Он сказал Юзефу Гавлину: «Не позволяйте епископу поверить, что я против церкви, как некоторые говорят. Я люблю Богоматерь, особенно Мать Остра Брама. Картина в Ченстохове слишком сурова.Остробрамская — милая мама». В 1927 году Пилсудский принял участие в коронации картины «Ворота Зари». По модели саркофага проф. Ян Щепковский, Пилсудский изображен с изображением Девы Марии в руке.

Кардинал Александр Каковский заявил, что «несмотря на свою инвалидность, Пилсудский на самом деле был религиозным человеком», а отец Валериан Мейштович считал, что у маршала был слишком широкий кругозор, чтобы поверить, что «все произошло само собой» без участия Творца.

Аскет раскладывает пасьянс

Во внешнем виде, одежде, еде и жизненных потребностях Пилсудский был почти отшельником.Он ходил по дому в охотничьей куртке, часто испачканной, потому что, как пишет его помощник Лепецки, он не был осторожен во время еды. Когда в 1927 году он собирался в Женеву на заседание Совета Лиги Наций, ему пришлось купить костюм, пальто и шляпу, так как гражданской одежды у него не было. Как писала жена, его устраивала самая простая кухня. Хотя он был родом из Вильнюсского края, он ненавидел Колдунов. Он любил сладкие бобовые и пирожные. Обычно он выпивал шесть-восемь стаканов в день, иногда до десяти стаканов крепкого сладкого чая.Алкоголь почти не употреблял — иногда любил выпить рюмочку венгерского вина. Он много курил, по-видимому, только специальные «маршальские» сигареты, сделанные из русского табака.

Он отдыхал на пасьянсе. «Пасьянс дает механическое дыхание мозгу, уставшему от постоянных колебаний и постоянной неуверенности в том или ином решении». Но это было для него и своеобразным оракулом, которому он придавал большое значение, поэтому, когда хотел, чтобы дело шло по-своему, выбирал тот, который легче собрать.Это не шутка, что он волновался, когда пасьянс не выпадал. Он устроил, среди прочего, косу Венеры, елку, пирамиду и хвосты.

Он также отдыхал, наблюдая за деревьями и цветами в Сулейовеке и везде, где он был в отпуске. Писательница Мария Иоанна Велопольска считала, что, поскольку он очень любит пасхальные цветы, Польша должна выбрать их в качестве национального цветка. В Пикелишках он любил наблюдать у озера за дикими утками и запрещал охотиться на них. Зимой 1932 года во дворце Бельведер появился кинопроектор.Он смотрел фильмы со своими ближайшими родственниками. Ему нравились «все Пэты и Патахоны, Флипы и Флэпы, Гарольд Ллойд, скачки, драки и смех — как можно больше смеха». Боже упаси, не драмы и плоскоголовые комедии, — писала Wielopolska. Однако обычным фильмам он предпочитал мультфильмы. Он очень любил первый цветной фильм Диснея.

Если от фильма он ждал зрелищности, то к книгам относился иначе. Его библиотека состоит в основном из работ по военной истории и истории.Он читал письма и афоризмы Наполеона, которого считал самым выдающимся деятелем современности, любил возвращаться к «Хронике Польши, Литвы, Жемайтии и всея России» Мацея Стрыйковского. Что касается художественной литературы, он поставил Словацкого на первое место, на первое место поставил своего любимого «Беневского» и «Потоп» Сенкевича. Последней книгой, которую он прочитал перед смертью, была «Лорд Джим» Конрада.

Пилсудского интересовали экстраординарные свойства человеческого разума. Был на сеансе у медиума Клуски (Теофил Моджеевский), познакомился с выдающимся ясновидящим и инженером-телепатом Стефаном Оссовецким, которому передал фотографию с посвящением: «Господину Стефану Оссовецкому на память о наших беседах, в понимание того, чего нет и что есть».

Патриаршая осень

Зофья Налковская вспомнила слова Пилсудского: «Я живу как саламандра в этих коротких столкновениях». Маршал сослался на веру в то, что саламандры могут жить в огне. Однако он горел. Из-за переживаний и стрессовых ситуаций у него была высокая температура. Драматические решения стоили ему здоровья. Александра Пилсудская вспоминала, что за несколько дней мая 1926 года ее муж постарел на десять лет и что она видела его в таком состоянии только один раз - перед смертью.Майские бои, унесшие несколько сотен жертв, стали для него сильным психологическим потрясением. Он не собирался доводить до кровопролития. В 1928 году он перенес небольшой инсульт и был ненадолго госпитализирован. Затем он пожаловался, что у него проблемы с рукой при подписании документов.

Вернувшись с Мадейры весной 1931 года, он практически исчез из общественной жизни. Он больше не посещал съезды Союза легионеров, он посылал только короткие письма для прочтения. Интервью он больше не давал, статей в газеты не публиковал.Последняя его книга вышла в мае 1931 года. С момента возвращения с Мадейры он выступал публично только один раз — в мае 1932 года на Научном совете по физическому воспитанию. Показал себя только на парадах. Последний был собран 11 ноября 1934 года.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СМЕРТИ Поколения за поколениями, живя своей повседневной жизнью, обычной или необычной, уходят в вечность, оставляя после себя лишь общие воспоминания. (...) И все же правда человеческой жизни дает нам другие явления.Есть люди и есть человеческие дела, настолько сильные и могучие, что они преодолевают смерть, что они живут и общаются с нами... Юзеф Пилсудский. Речь при помещении праха Словацкого в могилы на Вавеле. 28 июня 1927 г.

Вернувшись с Мадейры в апреле 1931 года, он сказал президенту Мосцицкому, что на него нельзя рассчитывать всегда и при любых обстоятельствах. В 1932 году он заявил, что у него больше нет сил работать каждый день. Он решил заниматься только военными и иностранными делами.Он признался, что не читал проект новой конституции, целью которой было в корне изменить польскую политическую систему.

Он был очень угнетен, сознавая хрупкость независимости между красной Россией и Германией, имел мрачные мысли, гадая, что будет с Польшей после его смерти. «Если поляки услышат, что я говорю, все поляки не пойдут работать защищать интересы страны, а меня там не будет, то через десять лет Польши не будет», — сказал он в 1931 году майору В. Роман Михаловский, закончивший свой рассказ так: «Маршал бросил карты на стол, закрыл лицо раскинутыми руками и как будто рыдал».Все более слабея, он стремился сделать все, чтобы ее закрепить, посредством плана превентивной войны с Третьим рейхом, пактов о ненападении с Германией и Советским Союзом.

Владислав Побог-Малиновский писал о Пилсудском в последние годы его жизни: «Он становился все более и более недоступным, он все более и более отделялся от людей, он прервал многие свои связи, зачеркнул и ограничил другие, даже не подолгу зовет к себе самых близких людей.(...) Всем было известно, что в случае вызова Маршала на место Маршала никому не позволялось выходить ни на йоту за пределы конкретного дела». По словам Станислава Кат-Мацкевича, Пилсудский, который когда-то любил убеждать людей в своей позиции и дискутировать с ними, после мая 1926 года «требует, чтобы его слушали и не утомляли контраргументами или собственным мнением».

Побог-Малиновский, написав, что маршал использовал «жесткие слова» против своих генералов, в том числе Рыдз-Смиглы, и даже против Пристора и Славека, которые были ему наиболее близки, пояснил: то, что наследство должно покрывать, не всегда и не во всем доводят до необходимого уровня - звуком трагической чудовищности мучений человека, который через море польской малости, слабости и недальновидности несет страшную ношу беспокойства за Польшу сегодня и завтра ".

И он был королем сердец и правителем нашей воли

Александра Загурская, ставшая свидетельницей вспышки гнева маршала, вспоминала: «В моменты жестокой ярости этот оскорбительный опасный человек — он не был Юзефом Пилсудским — был его больными нервами, приводившими к сильному расстройству драками, ожесточению и глубоким сердечным ранам. , а также при очень тяжелом, длительном заболевании раком печени».

Пилсудский ненавидел врачей, называл их «негодяями», поэтому, между прочим, ему никогда не выбивали зубы царские жандармы.Хотя доктор Марцин Войчиньский жил внизу в здании ГИСЗ, он был для маршала в первую очередь адъютантом и спутником уединения, а не врачом. Пилсудский очень часто болел простудой, гриппом и бронхитом. Его иммунная система, плохо справляясь с инфекциями, не смогла побороть рак.

Войчинский обратил внимание Пилсудского на необходимость обследования печени, но маршал проигнорировал это. Пытался лечиться голоданием. Резкие изменения в здоровье маршала и его внешности произошли в конце 1934 года.Вацлав Липинский, находившийся в то время во дворце Бельведер, вспоминал: «Я видел согбенного старика, медленно идущего, с изможденным лицом, с клеймом тяжелой болезни, с признаками приближающегося конца». Диагноз, поставленный за три недели до смерти, когда Пилсудский наконец позволил себя осмотреть, был трагичен: последняя стадия рака печени и желудка. 4 мая Пилсудский покинул свою квартиру в здании ГИСЗ и переехал в Бельведер. Он хотел умереть там.

Он умер 12 мая в окружении своей семьи. Сделан гипсовый слепок лица.Тело было забальзамировано, удален мозг, который позже стал предметом исследования в Университете Стефана Батория, а также сердце, которые, согласно завещанию Пилсудского, были захоронены вместе с прахом его матери в Вильнюсе.

На надгробии с надписью «Мать и сердце сына» Пилсудский приказал поставить цитату из поэмы «Беневский».

Когда он смог выбрать, он выбрал вместо дома

Гнездо орла на скалах, дайте ему знать

Спать, когда зрачки покраснели от удара молнии

И услышать стоны дьяволов в соснах, задумчивость

Так я жил

Похороны состоялись на Вавеле 18 мая 1935 года.Президент Мосьцицкий начал свою речь словами: «Королевские тени пришли спутником вечного сна. Его висок не увенчан короной, а рука не держит скипетр. И он был королем сердец и властелином нашей воли». Когда гроб несли в подземелье собора, прозвенел колокол Сигизмунда. Гроб предполагалось накрыть саркофагом, но его не сделали.

.

Смотрите также

НАС УЖЕ 77 321

Подпишись на обновления сайта! Получай статьи на почту: