3D сады


Проект на тему выращивание кристаллов в домашних условиях


Исследовательский проект на тему: «Выращивание кристаллов в домашних условиях»

Оглавление

Введение.............................................................................................................. 3

1 Теория кристаллов........................................................................................... 5

1.1 Что такое кристалл?...................................................................................... 5

1.2 Формы кристаллов....................................................................................... 6

1.3 Способы образования кристаллов …………………………………………

1.4 Применение кристаллов…………………………………………………

2 Образование кристаллов................................................................................. 7

2.1 Образование кристаллов в природе............................................................ 7

2.2 Выращивание кристаллов в промышленности........................................... 9

2.3 Выращивание кристаллов в домашних условиях..................................... 11

2.3.1 Приготовление раствора......................................................................... 11

2.3.2 Фильтрация раствора.............................................................................. 11

2.3.3 Выращивание крупных одиночных кристаллов.................................... 11

2.3.4 Выращивание сростков кристаллов (друз)............................................ 12

3 Мои опыты..................................................................................................... 13

3.1 Поваренная соль......................................................................................... 13

3.2 Кристаллы из сахара.................................................................................. 14

3.3 Медный купорос......................................................................................... 15

Заключение........................................................................................................ 17

Список используемой литературы................................................................... 19

Введение

«Почти весь мир кристалличен.

В мире царит кристалл и его

твердые, прямолинейные законы».

А.Е. Ферсман.

Большинство окружающих нас твердых тел представляют собой вещества в кристаллическом состоянии.

Возможно, вы считаете, что кристалл - это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Отчасти вы правы. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки и красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара - тоже кристалл!

На уроках физики и химии при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» мы узнали, что кристаллы получают не только в промышленных и домашних условиях, их также можно встретить в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев.

Многие кристаллы - продукты жизнедеятельности организмов. Способностью наращивать на инородных телах, попавших в раковину, перламутр, обладают некоторые виды моллюсков. Через 5-10 лет образовывается жемчуг.

Кристаллами являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни. Но кристаллы также можно получить лабораторным путем. Например, за сутки в лаборатории можно вырастить кристалл соли массой около 1 килограмма. Эти опыты заставляют задумываться над тем, как устроены кристаллы и как они образуются, почему разные вещества дают кристаллы разной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов, что надо сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми. Провести такой опыт - самим вырастить кристалл в домашних условиях, решили мы.

Актуальность исследования состоит в том, что выращивание кристаллов - увлекательное занятие, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных открывателей. Объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.

Целью данной работы является изучение процесса роста кристаллов в природе, в промышленности и в домашних условиях, а также научиться выращивать кристаллы соли, сахара и медного купороса в домашних условиях.

Задачи исследования:

  • более подробно узнать о видах кристаллов и методах их выращивания;
  • узнать о значении кристаллов в жизни человека;
  • подобрать доступное оборудование и сырье для производства кристаллов;
  • вырастить кристаллы соли, сахара и медного купороса;
  • познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;
  • изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета;
  • проанализировать полученные результаты.

Объект исследования:

  • соль и кристаллы соли;
  • медный купорос;
  • сахар и кристаллы сахара.

Предмет исследования - процесс кристаллизации.

Использовались следующие методы исследования:

  • Исследовательский (подбор материала в соответствии с тематикой проекта, используя научную литературу и интернет ресурсы);
  • Аналитический – обобщение полученных опытов.

Выращивание кристаллов - это сложный технологический процесс, поэтому, чем дольше ждёшь, тем более впечатляющими будут результаты.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках физики, химии, географии, во внеклассных мероприятиях, в кружках.

1 Теория кристаллов.

1.1 Что такое кристалл.

Кристалл - это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами.

В природе существуют сотни веществ, образующих кристаллы. Вода – одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки.

Вы, конечно, обращали внимание на бесконечное разнообразие снежинок. Еще в 17 веке знаменитый астроном Иоганн Кеплер написал трактат «О шестиугольных снежинках», а спустя три столетия были изданы альбомы, в которых представлены коллекции увеличенных фотографий тысяч снежинок, причем ни одна из них не повторяет другую (рис 1).

Кристаллы - вещества, в которых мельчайшие частицы (атомы, ионы или молекулы) «упакованы» в определенном порядке. В результате при росте кристаллов на их поверхности самопроизвольно возникают плоские грани, а сами кристаллы принимают разнообразную геометрическую форму (рис 2 и рис 3):Рисунок 1 - Разнообразие снежинок.

Рисунок 2 - Кристаллы пирита Рисунок 3 – Кристаллы халькантита.

1.2 Формы кристаллов.

Кристаллы могут иметь всевозможные формы. Все известные в мире кристаллы могут быть разделены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов. Кристаллы могут иметь форму различных призм, основанием которых могут быть правильный треугольник, квадрат, параллелограмм и шестиугольник (рис 4).

Рисунок 4 – формы кристаллов.

Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.

Кристаллическими считаются вещества, атомы которых расположены регулярно, так, что образуют правильную трёхмерную решётку, называемую кристаллической. Кристаллам ряда химических элементов и их соединений присущи замечательные механические, электрические, магнитные и оптические свойства.

Кристаллические решётки металлов часто имеют форму гранецентрированного (медь, золото) или объёмно-центрированного куба (железо), а также шестигранной призмы (цинк, магний). Приведем несколько примеров кристаллических решеток:

  1. Рисунок 5 – КР золота () Рисунок 7 – КР железа (Fe)
  • 6 – КР меди (Cu) 8 – КР хлорида натрия (NaCl)

1.3 Способы образования кристаллов.

Существует три способа образования кристаллов: кристаллизация из расплава, из раствора и из газовой фазы.

Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды (ведь вода - это расплавленный лёд), а также образования вулканических пород.

Пример кристаллизации из раствора в природе - выпадение сотен миллионов тонн соли из морской воды.

При охлаждении газа (или пара) электрические силы притяжения объединяют атомы или молекулы в кристаллическое твёрдое вещество - так образуются снежинки.

Большинство кристаллических тел являются поликристаллами, т.к. в обычных условиях вырастить монокристаллы достаточно сложно, этому мешают всевозможные примеси. Современная техника нуждается в кристаллах высокой степени чистоты, поэтому перед наукой встал вопрос о разработке эффективных методов искусственного выращивания монокристаллов различных химических элементов и их соединений.

Наиболее распространёнными способами искусственного выращивания монокристаллов являются кристаллизация из раствора и из расплава. В первом случае кристаллы растут из насыщенного раствора при медленном испарении растворителя или при медленном понижении температуры.

Если твёрдое вещество нагреть, оно перейдёт в жидкое состояние - расплав. Трудности выращивания монокристаллов из расплавов связаны с высокой температурой плавления. Например, для получения кристалла рубина нужно расплавить порошок оксида алюминия, а для этого его нужно нагреть до температуры 2030 °С.

Скачать проект

Проект на тему "Выращивание кристаллов в домашних условиях"

КГУ «СОШ № 54»

Проект на тему:

Выращивание кристалла в домашних условиях

Исполнитель: Айтышева Жасмин

ученица 3 «Д» класса

КГУ «СОШ № 54»

Карагандинская обл., г. Караганда,

Октябрьский р-он

Руководитель:

Алиева Гулизар Усеновна

учитель начальных классов

второй категории,

КГУ «СОШ № 54»

2017 год

1.Введение………………………………………………………………………2

2. Глава 1. Мир кристаллов. Что такое кристаллы?.........................................3

3. Какие бывают кристаллы?..............................................................................3

4. Применение кристаллов…………………………………………………….4

5. Глава 2. Практическая часть. ……………………………………………….4

6. Заключение

Актуальность:

Данная тема является актуальной в связи с тем, что выращивание кристаллов очень интересное и увлекательное занятие. Я очень люблю узнавать все новое и интересное, мне нравится экспериментировать, наблюдать и собирать коллекции. У меня есть своя небольшая коллекция разных камней, которые, оказывается, тоже являются кристаллами. Мне стало интересно узнать, можно ли вырастить кристаллы в домашних условиях.

Гипотеза: мы предполагаем, что в домашних условиях действительно можно вырастить некоторые виды кристаллов.

Цель проекта: провести исследование по выращиванию кристалла поваренной соли, медного купороса, и из набора «Волшебный кристалл».

Задачи исследования:

1.Узнать, что такое кристалл;

2.Какие бывают кристаллы;

3.Создать условия для роста кристаллов и провести эксперимент;

4.Проанализировать полученные результаты.

Объект исследования: кристаллы.

Предмет исследования: кристаллы поваренной соли, медного купороса и из набора «Волшебный кристалл».

Методы исследования:

1.Изучение литературы;

2.Изучение интернета;

3.Опыты – наблюдение, исследование, анализ.

Ведение

Кристаллы – поразительные создания природы. Нас восхищают их яркие цвета и прозрачность, ровные, гладкие грани и, самое главное, правильная форма. Кристаллы выглядят таким образом, словно их кто-то специально вырезал, отшлифовал и раскрасил…

Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл!

Люди научились выращивать искусственные кристаллы такие как: рубины, изумруды, бриллианты, которые широко используют в ювелирной промышленности.

В детских энциклопедиях и в интернете есть примеры выращивания кристаллов в домашних условиях, а я очень люблю смешивать разные вещества, ну немножко «химичить», вот я и подумал, а можно ли вырастить кристаллы в домашних условиях? А почему бы не попробовать!!!

Мама мне купила набор для выращивания очень красивого синего кристалла и еще я хочу вырастить кристалл соли и медного купороса. Примеров выращивания драгоценных кристаллов я, к сожалению не встретила!!!

Глава 1. Мир кристаллов.1.1. Что такое кристаллы?

Название «кристалл» произошло от двух греческих слов – «холод» и «застывать», т.е. в древности это означало «застывший лед». По данным энциклопедии, кристалл – это твердое тело. Частички, из которых состоит кристалл, выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.

1.2. Какие бывают кристаллы?

Кристаллы бывают очень разными.

Существуют кристаллы, которые находятся глубоко в земле. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких кристаллов иногда достигают человеческого роста.

Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает несколько метров.

Бывают маленькие кристаллы, узкие и острые как иголки, но также могут быть очень громадными. Иногда образуются кристаллы похожие на веточки дерева, очень хрупкие, но очень красивые. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые можно разглядеть только под микроскопом.

1.3. Применение кристаллов.

Применение кристаллов в науке и технике очень разнообразны. Например, каменная соль давно вошла в жизнь человека. Мы называет ее в быту просто солью. Невозможно представить, как бы мы без нее обходились. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.

Самый твердый из природных минералов – алмаз. Благодаря своей твердости алмаз играет большую роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. Рубин применят при создании лазера. Оказывается, кристалл рубина усиливает свет. Лазер светит ярче тысячи солнц!

Кристаллы применяют при создании телефонов, фото и видео камер, жидкокристаллических телевизоров.

Глава 2. Практическая часть.

Опыт № 1. Выращивание кристалла

1. Для эксперимента мы взяли пластиковый стаканчик, горячую воду и химическое вещество. Химическое вещество добавляли до тех пор, пока она не перестала растворяться.

2. На дно положили плитку, на которую потом будут собираться кристаллы. Опустили ее в раствор с красителем и веществом.

3. Поставили раствор охлаждаться. Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы.

4. Через 7 дней наш кристалл выглядел вот так.

5. Через 14 дней у нас вырос кристалл поваренной соли.

Вывод: кристалл соли растет за счет нарастания на него из водного раствора соли других кристаллов.

Заключение

Мой эксперимент показал, что кристаллы можно вырастить самому в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Кристаллы медного купороса растут быстрее, а кристаллы соли медленнее. Кристаллы растут намного быстрее, когда много тепла и света. Весь процесс происходит за 2-3 недели. Кристаллы можно выращивать разного цвета и размера.

Мне понравилось выращивать кристаллы - это очень увлекательное занятие.

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтверждается: нам удалось вырастить кристалл из поваренной соли, кристалл из медного купороса, кристалл из набора «Волшебный кристалл» в домашних условиях.

Проект «Выращивание кристаллов»

Москаленко Анна Проект «Выращивание кристаллов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

«ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

МБОУ СОШ №5 класс 4 «Г»

Руководитель: Москаленко А. С.

г. Светлый, 2014 год

Оглавление.

Введение

Часть 1. Общие сведения по вопросу 1.1 Кристаллы, встречающиеся в природе

1.2 О чём говорят легенды

1.3 Применение кристаллов в науке и технике

Часть 2. Выращивание кристаллов в домашних условиях 2.1 Выращивание кристаллов медного купороса

2.2 Практическая работа по выращиванию кристаллов

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Кристаллы - удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Кажется, что кристаллы - редкое явление, но на самом деле мы встречаем их везде на протяжении всей своей жизни. Это и снежинки зимой, и драгоценные камни в ювелирных изделиях. Мы строим дома из кристаллов, также едим кристаллы, лечимся ими, но, что самое главное – мы сами частично состоим из кристаллов. Соль, сахар, снег, лед, глина и песок, сотни других веществ – все это не что иное, как кристаллы.

Нам стало интересно, возможно ли самим в домашних условиях вырастить кристаллы.

Вот так и появился наш проект.

Тема проекта «Выращивание кристаллов в домашних условиях»

Цель: выращивание кристаллов в домашних условиях

Задачи работы:

-изучить и систематизировать литературу по теме проекта;

познакомиться со способами выращивания кристаллов;

освоить методику выращивания кристаллов;

провести наблюдения за процессом кристаллизации;

создать мультимедийную презентацию по теме проекта

выступить с результатами проекта перед одноклассниками, обучающимися школы

Гипотеза:мы предполагаем, что вырастить кристаллы в домашних условиях возможно.

Актуальность исследования: выращивание кристаллов интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных исследователей, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности, что немаловажно для тех, кто проводит эксперименты дома. Тщательная подготовка и выполнение оттачивают навыки в умении аккуратно обращаться с веществами и правильно организовывать план своей работы. А также неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких кристаллов, поэтому эта тема актуальна для современного человека. И может быть, проведенное нами исследование повлечет за собой осознанный выбор будущей профессии кого-нибудь из нас.

Практическая значимость проекта состоит в создании классной коллекции «Кристаллы», составлении презентации с фотографиями выращенных кристаллов. Результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.

План работы:

1. Выбор темы проекта, целей, задач, выдвижение гипотезы.

2. Сбор информации.

3. Выращивание кристаллов.

4. Оформление результатов исследования в форме мультимедийной презентации.

5. Презентация результатов проекта на внеклассном мероприятии для одноклассников,

обучающихся школы

6. Анализ полученных результатов.

Теоретическая часть

В недрах земли люди порой находят камни, имеющие удивительную форму – иногда кажется, что их кто-то специально выпиливал, затем полировал, чтобы они приобрели именно такую форму. Речь идет о многогранниках с плоскими гранями и прямыми ребрами. Правильность и совершенство формы этих камней, а также безукоризненная поверхность их граней часто поражают человека своей красотой. Иногда, смотря на их, нам трудно поверить, что они образовались сами без участия человека. Именно такие камни с природной, не сделанной руками человека, правильной, симметричной, многогранной формой и называются кристаллами. Так что же такое кристаллы?

Из истории

Слово «кристаллос» в переводе с греческого первоначально означало «лёд», а в дальнейшем «горный хрусталь». Удивительное сходство кристаллов льда и горного хрусталя было подмечено уже очень давно. В древности и в средние века думали, что кристаллы горного хрусталя и кристаллы льда – одно и то же, только лёд замерзает у нас на глазах, а горный хрусталь – лишь при особенно сильном морозе. Предполагали, что лёд становится хрусталём через тысячу лет, а хрусталь становится алмазом через тысячу веков.

Но словом «кристалл» называют не только кристаллы замерзшей воды. Почти все камни, горные породы состоят из кристаллов. Руды металлов и сами металлы, выплавляемые из этих руд, соль, сахар и многое другое вокруг нас – это все кристаллические вещества. Самые красивые среди кристаллов – драгоценные камни.

Первые сведения о горном хрустале мы находим у римского учёного Плиния Старшего (I век н. э., величайшего авторитета для учёных древности и средневековья.

В древности кристаллам приписывали всякие необыкновенные свойства. Считали, например, что кристалл аметиста навевает счастливые сны.

Изумруд спасает мореплавателей от бурь

Сапфир помогает при укусах скорпионов.

Алмаз бережёт от болезней.

Топаз приносит счастье в ноябре.

Гранат – в январе и т. д.

Человека, укушенного змеёй, заставляли съесть толчёный изумруд. Можно себе представить, как это помогало больному! Так рассуждать могли только в те времена, когда ещё не умели проверять свои утверждения опытом.

Древние обитатели Америки – инки – поклонялись как божеству большому кристаллу зелёного изумруда.

Англичанин Джером Горсей, (прожил в России с 1573 по 1591 год, посетивший Москву в XVI веке, рассказал в своих записках, как царь Иван Грозный показывал ему свои драгоценные камни: коралл, бирюзу, алмаз, морион (дымчатый горный хрусталь, изумруд, яхонт лазоревый (сапфир, яхонт красный (рубин).

(Иван Грозный показывает свои сокровища англичанину Горсею. Картина А. Д. Литовченко. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.)

Что такое кристаллы?

Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Частички, из которых состоит кристалл, в разных веществах выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.

Изучением кристаллов занимается специальная (очень непростая) наука кристаллография; ее изучают в институтах и университетах, когда уже знают и химию, и физику и некоторые другие науки.

Как образовались красивые кристаллы горного хрусталя, светящиеся многочисленными сколами кристаллы гипса нам с вами увидеть в природных условиях невозможно. Искусственные же кристаллы некоторых минералов ученые получают в лабораториях с помощью очень сложных приборов.

Разнообразие кристаллов

Гигантские кристаллы в

шахте Найка, Мексика

Кристаллы, которые залегают глубоко в земле, являются бесконечно разнообразными. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких природных многогранников достигают подчас человеческого роста. Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает нескольких метров.

Бывают кристаллы маленькие, узкие и острые как иголки, но также могут быть громадной формы, на подобии величественных колонн.

Иногда образуются дендриты - это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые.

Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Недаром постоянно можно слышать выражения: «прозрачный, как кристалл», «кристально чистый».Кристаллы могут иметь и разные размеры.

Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.

Применение кристаллов

Каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, в технике - поваренной, или пищевой, солью. Ни с чем несравнимый вкус соли человек оценил давно. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.

Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище.

Таблетки – это спрессованные кристаллы. Усвоение, растворение таблеток зависит от того, какими гранями покрыты эти микрокристаллики. Витамины, оболочка нервов, белки, и вирусы – это все кристаллы.

Самый твердый и самый редкий из природных минералов - алмаз. Сегодня алмаз в первую очередь камень-работник, а не камень-украшение.

Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни.

Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. Кристалл кварца используется в телефонных трубках. А самая красивая, самая чудесная разновидность кварца - это и есть горный хрусталь т. е. прозрачные кристаллы кварца. Поэтому из прозрачного кварца делают линзы, призмы и др. детали оптических приборов.

Кристаллы сыграли важную роль во многих технических новинках 20 в.

Неотъемлемой частью нашей жизни стали мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры уже вытеснили пленочные фотоаппараты, жидкокристаллические телевизоры и мониторы постепенно изживают старые (В 1888 г. австрийский ботаник Реинедзер обнаружил, что при нагревании кристалл размягчался и в дальнейшем превращался в настоящую жидкость).

И сейчас ещё часто люди, рассматривая чудесные, сверкающие, переливающиеся многогранники кристаллов, не хотят верить, что они созданы природой, а не человеком.

Способы выращивания кристаллов в домашних условиях

Удивительно, но выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних условиях. Самые популярные вещества, из которых выращивают кристаллы дома – это поваренная соль, морская соль, сахар и медный купорос.

Существует всего два способа выращивания кристаллов в домашних условиях:

1. путем выпаривания воды, в котором находится вещество;

2. путем изменения температуры воды, охлаждения.

Берется нужное вещество, готовится из него перенасыщенный (концентрированный) раствор, кладется в раствор так называемая затравка, мелкий кристаллик, и путем прилипания молекул вещества на затравку кристаллик растет. А чтобы молекулы прилипали, нужно либо остужать воду, либо выпаривать (можно и то, и другое). Быстрый способ выращивания кристаллов – это медленное охлаждение раствора.

Практическая часть

Для выращивания кристаллов нам потребовалось:

чистая посуда

карандаш

нитка (шерстянная)

поваренная соль

медный купорос

морская соль для ванны

салфетка

Условия для выращивания кристаллов

Кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.

Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор

Отсутствие сквозняков.

Неяркий свет.

Отсутствие вибрации

Терпение

Этапы работы

Этап 1: Растворяем соль в подогретой воде

Этап 2: Мешаем до полного растворения (до тех пор, пока соль не будет больше растворяться)

Этап 3: Привязываем и опускаем в перенасыщенный раствор нитку

Этап 4: Даём раствору остыть и ждём появление кристаллов

Выращивание кристалла медного купороса

Медный купорос применяют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений, в промышленности - при производстве искусственных волокон, органических красителей и др. Его можно купить в магазине «Все для сада и огорода», «Цветы».

Работали вместе с учителем, т. к. это вещество ядовито. Нужно работать в перчатках и тщательно мыть руки после работы с порошком, растворами или кристаллами медного купороса.

1. Сделали концентрированный раствор. Для этого взяли теплую воду, растворили в ней столько медного купороса, сколько возможно.

2. Перелили через фильтр в другую чистую емкость.

3. Далее наш раствор поставили в темное теплое место.

4. Через трое суток после начала опыта на нитке появился кристалл медного купороса.

5Через 3 недели, когда кристалл вырос достаточно большим, мы вынули его из раствора, обсушили бумажной салфеткой и покрыли кристалл бесцветным лаком, чтобы предохранить от разрушения на воздухе.

Выращивание кристаллов пищевой и морской соли

1. Налили горячую воду в стакан, насыпали пищевую соль в стакан и оставили минут на 5, предварительно помешав. За это время соль растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль не перестала растворяться. Получили насыщенный раствор соли.

2. Перелили полученный раствор в чистый стакан через салфетку

3. Приготовили затравку. Привязали ее к нитке и опустили в раствор.

4. Далее раствор поставили в темное теплое место.

5. Через 2 суток после начала опыта мы заметили, что кристалл начал расти. На нитке появился налет, больше похожий на осадок или пыль. Маленькие кристаллики начали формироваться на пятый день.

6. Через 10дней мы вынули его из раствора, обсушили бумажной салфеткой и покрыли кристалл бесцветным лаком.

Результаты выращивания кристаллов пищевой соли

Заключение

Работая над проектом, мы узнали, что кристалл – это твердое состояние вещества, имеет определенную форму, цвет и определенное количество граней. Познакомились с разнообразием и применением кристаллов. Научились выращивать кристаллы, используя горячий насыщенный раствор и специальные наборы. Для выращивания кристаллов мы использовали разные вещества: поваренную соль, медный купорос, пищевую соду и воду.

Поняли, что для появления кристалла необходимо соблюдать точные инструкции и правила техники безопасности (не растворять вещества в посуде, в которой готовят пищу) быть терпеливыми и трудолюбивыми. Кристалл может достаточно долго храниться при правильной обработке.

Из выращенных кристаллов мы изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов», создали презентацию с фотографиями, выступили перед одноклассниками.

В дальнейшем результаты нашего исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и в других классах, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка в будущем.

Рефлексия

В процессе работы мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; освоили некоторые способы выращивания кристаллов, наблюдали за ростом кристаллов; усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов, изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов».

В ходе работы над проектом мы нашли ответы на все поставленные вопросы, сумели вырастить кристаллы, рассказали одноклассникам и другим ребятам об итогах работы. Многим понравилось, некоторые заинтересовались нашими экспериментами.

Конечно, не все было гладко. При изучении литературы возникла трудность в поиске информации в сети интернет. Помогли родители. Теперь мы знаем, как это делать. Были у нас и другие проблемы: разрушение и изменение цвета кристаллов, сросшиеся кристаллы. Но эти неудачи помогли нам понять, что мы делали неправильно.

Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты. Гипотеза исследования полностью подтвердилась: кристаллы многих веществ можно вырастить в домашних условиях.

Не смотря на то, что мы научились выращивать кристаллы различных веществ, ещё столько вопросов осталось без ответа:

- Почему разные вещества дают кристаллы разной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов?

- Что надо сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми.

А раз остались вопросы без ответа, мы решили продолжить работу над проектом в следующем году.

Мы уверены, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.

Наши планы

1. Вырастить кристаллы из поваренной и морской соли

2. Из сахара

3. Собрать коллекцию кристаллов.

Список использованных источников информации

Литература:

1. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов,Минск: «Харвест», 2009

2. Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго, М.: РОСМЭН, 2010

3. Пакулова В. М. Природа. Неживая и живая. М.:«Дрофа», 1998

4. Шалагаева Г. П. Современная энциклопедия начальной школы. М.:«Эксмо», 2006

Интернет- ресурсы:

1. Геология Земли http://www.geologiazemli.ru/articles/112

2. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/E519

3. Кристаллов. NET http://www.kristallov.net/mineraly.html

4. Мир кристаллов http://www.mirkristallov.com/

Урок-проект на тему "Исследовательская работа: Выращивание кристаллов в домашних условиях"

Тема: Исследовательская работа

«Выращивание кристаллов в домашних условиях»

Цели:

  1. познакомить с разнообразием и красотой кристаллов разных веществ;

  2. научить описывать свойства вещества — поваренной соли;

  3. ознакомить со способом выращивания кристаллов из поваренной соли.

Задачи:

1. личностные:

  • формировать мотивацию учебной деятельности;

  • воспитывать чувство гордости за достижения российской науки;

2. метапредметные:

  • прививать любовь к научным исследованиям;

  • развивать интерес к наукам об окружающем мире;

  • формировать умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом;

3. коммуникативные:

  • формировать культуру общения, умения работать в парах;

3. предметные:

  • освоение доступных способов изучения природы;

Планируемые результаты:

  1. научатся характеризовать данное вещество по внешним свойствам;

  2. получат начальные сведения о кристаллах;

  3. смогут узнавать изученные кристаллы на иллюстрациях и в натуральном виде;

  4. узнают способ выращивания кристаллов.

Материал и оборудование:

  1. Кабинет оснащен компьютером и мультимедийной техникой;

  2. Плакат «Снежная королева», головные уборы

  3. Для работы учащихся в парах:

  • набор камней и минералов.

  • поднос с набором для изучения свойств кристаллов соли (тарелочка с солью, лупа, ложечки, мешочки с солью, пипетка, стаканчик с водой, пластиковая палочка).

  • Пластилин, доска

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята и гости нашего занятия. Приглашаем Вас сегодня в увлекательное путешествие вместе с нашими юными химиками. К нам присоединиться необычная спутница (на доске в окружении снежинок расположена Снежная королева). Узнали ее? (Ответ детей)

- А из какого мультфильма она прибыла к нам? (Ответ детей)

II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.

  1. Просмотр фрагмента мультфильма.

- Сейчас Вы увидите фрагмент из этого мультфильма. Посмотрите его внимательно, чтобы правильно ответить на мои вопросы.

(Идет просмотр фрагмента мультфильма)

- Ребята, как Вы думаете:

1. С чем играл Кай в замке Снежной королевы? (Ответ детей)

2. Что выпало из глаза Кая? (Ответ детей)

3. Из чего состоял замок Снежной королевы? (Ответ детей)

(Ответы детей: осколки, льдинки, кусочки...)

  • Все верно, а я дополню: «Ответ на все эти вопросы — кристаллы льда! Так в науке называют все то, что Вы перечислили.

(учащиеся выводят тему урока)

- Прислушайтесь, какое красивое, звучное слово!

- Ребята, а Вы слышали это слово? (Ответы детей)

Давайте обратимся к толковому словарю.

- Прекрасно! А кто из Вас видел кристаллы? Какие они? Поделитесь с нами своими впечатлениями.

- Затрудняетесь?

- А хотите узнать ответы на эти вопросы? (Ответ детей)

- Ребята, Вы, конечно, все трогали руками эти кристаллы. Какие они? (Ответ детей: холодные, прозрачные, хрупкие, твердые...)

- Молодцы!

- А Вы знаете, что такое снежинки? (Ответ детей)

- Снежинки — это маленькие кристаллики льда, которые образуются в природе при низкой температуре. Поэтому и наблюдаем их, и любуемся ими мы только зимой.

- Наверное, вы рассматривали их. Расскажите, какие они? (Ответ детей)

  • Все снежинки неповторимы по своей красоте, но при этом они будут схожи по одному признаку. Давайте поближе рассмотрим снежинки. презентация «Виды снежинок».

  • Ребята,если Вы внимательно смотрели на снежинки, сейчас попробуйте отетить на несколько вопросов. (работа в командах)

физминутка

Зайки, где вы пропадали?Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)А капусту вы не ели?Только носиком задели.Вас бы надо наказать.Так попробуй нас догнать!

III. Формирование умение и навыков. Эксперимент.

  1. Мотивация к деятельности.

- Однако кристаллы создаются не только матушкой-природой, но и людьми. Эти люди — ученые-химики. Представим, что мы с Вами находимся не в классе, а в лаборатории. И Вы не просто ученики, а ученые. Давайте оденем с Вами шапочки ученых и проведем с Вами настоящее химическое исследование, а вот с каким веществом, Вы узнаете, если сможете отгадать мою загадку:

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает.

Ответ детей (соль).

- Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу. Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.

- Хочу напомнить Вам, что, так как мы с Вами не просто ученики, а ученые, и находимся не в классе, а в лаборатории, то перед тем, как начать химический эксперимент, давайте ознакомимся с техникой безопасности. Ведь ничего нельзя делать без подготовки. Нужно обязательно знать: «Что делать?», понимать: «Как делать» и помнить: «Как нельзя делать».

При работе с веществами

Не берите их руками

И не пробуйте на вкус.

Реактивы не арбуз.

Слезет кожа с языка

И отвалиться рука

Задавай себе вопрос

Но не суй в пробирку нос.

Будешь кашлять и чихать,

Слезы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу

Вот ответ на все вопросы.

3. Принятие проблемы.

  • Спасибо нашим ученым. Теперь правила техники безопасности Вы знаете.

  • Ребята, любое химический эксперимент начинается с того, что необходимо подробно узнать данное вещество и изучить его свойства. У нас с Вами это вещество — соль.

  • Посмотрите перед Вами стоят подносы, на которых располагается все необходимое для опытов (тарелочки с солью, лупа, ложечка, мешочки с солью, пипетка, стаканчик с водой, стеклянная палочка). Значит можете приступать к работе.

- А в чем дело? Почему не приступаете к работе? (Ответ детей)

- Понятно! Вам не хватает знаний. А как мы можем получить знания? (Ответ детей: из интернета, из книг, из учебника, от учителя, из инструкции...)

  • Вы правы, но так как Вы у нас еще только начинающие ученые, то я для Вас сегодня, буду «проводником» в удивительный мир химии.

  • Давайте приступим:

1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов.

2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)

Вывод: Соль сыпучая.

Вывод: Соль твердая, хрустящая.

4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась).

Вывод: Соль впитывает воду.

5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась).

Вывод: Соль растворяется в воде.

6) Воду попробовать на вкус (Вода стала соленой)

Вывод: Вода стала соленой.

- Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод:

Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая.

- Молодцы, много интересного вы теперь знаете о соли.

- Ребята, мы, с Вами через лупу смотрели и изучали кристаллы соли. А ведь все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученые научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.

Вот сегодня один из ваших юных ученых Сармат покажет и расскажет как он вырастил дома кристалл.

  1. Описание опыта «Выращиваем кристалл».

Выступление ученика. Защита проекта «Выращивание кристалла в домашних условиях»

- Итак, мы можем сделать вывод: соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим.

- Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов, давайте снимем шапочки и отдохнем.

Физкультминутка. Фиксики

IV. Закрепление и включение в систему знаний.

1. Учитель начальных классов:

- Каждый камень по-своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения, а горные породы применяются при строительстве и в промышленности .

Ребята, посмотрите, все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.

- Где в природе можно встретить камни? (ответ детей: камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей).

- Все это создает матушка-природа. Вот они кристаллические премудрости природы!

Давайте наденем шапочки, поработаем. На парте у вас есть пластилин. Внимательно посмотрите на камни и смоделируйте его. (дети работают )

V. Рефлексия.

Учитель начальных классов:

- Все это очень интересно, но наше путешествие в «Мир кристаллов» подходит к концу и хочется услышать, что нового вы сегодня узнали, чему научились.

- Продолжите фразу:

  • я сегодня узнал...

  • я научился...

  • мне было...

VI. Творческое задание.

Учитель начальных классов:

Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить творческое задание: дорисовать снежинку по образцу.

СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ! ВСЕ МОЛОДЦЫ!

(при разработке урока использованы интернет сайты коллег, мультфилмы)


Смотрите также

НАС УЖЕ 77 321

Подпишись на обновления сайта! Получай статьи на почту: