3D сады


Почему черенок сажают наклонно


Почему черенок сажают наклонно?

Сколько я не работала с цветами, а такой простой, казалось бы, жизненный вопрос, почему черенок сажают наклонно, но были мысли поважнее, и я не сосредотачивала-то особого внимания на это, пока дочка не спросила. Я задумалась почему, но в точности вспомнить не могла, ведь меня еще мама учила, что надо всегда черенки растений при размножении высаживать под наклоном. В идеале наклон должен быть около 45-ти градусов, чтобы было удобнее. Но кроме слова «удобнее» я в голове не помнила каких-то данных по высадки растений и для чего нужно будет наклонять черенок.

Видео: Как ГЕРОЙ-аксакал посадил 5000 тополей !!!

Оказалось, что все куда практичнее и проще, чем я представляла до этого. Если в срезе черенка есть множество нюансов, например, таких, как размер, который еще надо правильно подобрать, сроки, когда срезать, как срезать, под наклоном опять-таки срезать и прочее, то в посадке было все проще простого: смешал почвенную смесь, углубил черенок и всё – он посажен. Там уже дальше к каждому растению свои требования и параметры ухода выстраиваются в соответствии с тем, как следует за определенным растением ухаживать.

Самое главное, что стоит понимать и знать, для чего высаживают черенки наклонно, так это удобство. Вам необходимо формировать грядочки из черенков таким образом, чтобы поместился весь материал для размножения и, чтобы, в первую очередь, вам было комфортно за ними ухаживать, ведь вы руководите процессом, а не черенки повелевают вами! Поэтому можно встретить множество советов и насчет того, как разместить ряды черенков, в каком порядке (грядки или шахматный, или что еще) лучше их углублять в почвенную смесь, чтобы не нарушить удобства для обеих сторон.

Если мы волнуемся только о самочувствии и удобстве черенка, который размножаем, то стоит отметить, что его сажают наклонно, чтобы каждый из черенков в почвенной смеси смог получать достаточное количество света. Солнечные лучи хоть и заполняют все пространство как никак, но, когда черенки расположены прямо, первые ряды будут закрывать остальные и так далее, так что какие-то черенки начнут развиваться плохо. То же самое можно сказать и воздухе, который будут через плотность сомкнутых рядов не проходить, и о труднодоступности обработки почвенной смехи, рыхления, мульчирования или подкормки, когда придется тревожить бедные черенки и дергать, а не в свободном доступе добираться до цели.

Чем больше и лучше черенки любого растения будут развиваться, тем больше должно, по идеи, формироваться листов – это стандартный пример – которые именно и будут мешать остальным, а также не будет доступа и к корневой системе, а обилие на одном месте не наклоненных черенков, к тому же, может привести к перегреву почвенной смеси, а вместе с ней и корней. Также вода может застаивается, если разместить черенок не так, как надо было бы, то есть не наклонно. Так что пользуйтесь привычной схемой посадки черенка и не переживайте ни за что, ведь все просто – так черенку будет лучше, а мы всегда делаем все для комфорта и удобства наших любимых растений.

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение



Вопрос 1. Дайте определение понятию.

Размножение – это присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Вопрос 2. Почему размножение считают важнейшим свойством живого?

Размножение является важнейшим свойством живого, потому что это продолжение рода. Без размножения данный вид умер бы и перестал существовать.

Вопрос 3. Использую материалы учебника и дополнительную литературу, закончите схему «Размножение организмов».

Вопрос 4. Вегетативное размножение широко используют для выращивания культурных растений. Как вы думаете, почему?

Вегетативное размножение позволяет быстро получить большое количество посадочного материала и высокие урожаи.

Вопрос 5. Заполните таблицу «Биологическая роль различных типов размножения».

Вопрос 6. Выясните, с помощью каких вегетативных органов могут размножаться такие растения, как картофель, смородина, пырей, одуванчик, осот, репчатый лук, нарцисс и др. Заполните таблицу «Вегетативное размножение растений».

Вопрос 7. Клубни картофеля содержат большой запас питательных веществ – крахмала. Как можно доказать, что клетки клубня картофеля содержат это вещество? Какое значение для растения картофеля имеет большой запас крахмала в его клубнях?

Можно проверить капнув капелькой йода на клубень картофеля (наличие крахмала даст фиолетовый цвет). Крахмал для картофеля – вещество для запасания питательных веществ.

Вопрос 8. В чем заключается способ вегетативного размножения растения, получивший свое название «метод культуры тканей»? Выясните, какое преимущество он имеет перед другими способами вегетативного размножения, применяемыми в сельском хозяйстве.

Использование культуры тканей – важный способ вегетативного размножения. Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растений или отдельные клетки из любого его органа. В стерильных условиях их помещают в питательную среду в пробирки и создают регулируемые благоприятные условия. Спустя некоторое время в пробирке появляются маленькие зачатки новых растений.

Методом культуры тканей удается размножить растения, которые с трудом размножаются другими способами.

Вопрос 9. Рассмотрите рисунок, на котором изображен важный процесс в жизни одноклеточного животного инфузории-туфельки.

Ответьте на вопросы:

1) Какой процесс изображен на рисунке и почему вы так думаете?

На рисунке изображен способ размножения (деления) у одноклеточных. Деление материнской клетки на двое.

2) Какие животные способны к осуществлению этого процесса подобным образом?

К такому способны одноклеточные животные – простейшие. Например, амеба размножается при помощи деления.

Вопрос 10. Чем можно объяснить, что многие растения размножаются бесполым путем, а для большинства животных это нехарактерно?

Вегетативное размножение – размножения бесполым путем, с помощью вегетативных органов. Для животных не характерный такой тип размножения, так как у животных хорошо развито половое размножение. А у растений есть специальные органы, такие как: корень, стебель или лист, которые участвуют в вегетативном размножении.

Вопрос 11. Приведите примеры животных, способных размножаться бесполым путем.

Бесполым путём размножаются: черви, губки, кишечнополостные например (медузы и полипы), оболочники (ланцетник).

Вопрос 12. Многие растения, особенно плодовые кустарники, размножаются черенками. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1) Что представляет собой черенок?

Черенок - часть побега растения используемая для вегетативного размножения.

2) К какому способу размножения относят черенкование?

Черенкование относят к вегетативному размножению.

3) Почему черенок сажают наклонно?

Черенок сажают наклонно для большей поверхности укоренения.

4) Почему не следует часто поливать черенок, но необходимо поставить его на освещенное место?

Так как черенок не имеет корней (они образуются спустя некоторое время), то эффективно всасывать воду он не может и потому большое количество воды может вызвать загнивание черенка, а свет необходим для роста и образования новых органов.

5) Какие комнатные растения размножаются черенками?

Черенками размножаются диффенбахия, герань, комнатная и китайская роза (гибискус), бегония.

Вопрос 13. Выполните лабораторную работу «Вегетативное размножение растений» (см. с. 126 учебника).

1) Укажите дату посадки черенка.

2) Укажите дату образования корней.

3) Объясните, зачем у черенков срезают нижние листья.

Для укоренения растению нужно много влаги. Чтобы уменьшить испарение влаги листья срезают или обрезают.

Page 2


Вопрос 1. Назовите основной признак полового размножения организмов.

Половое размножение сопряжено с половым процессом (слиянием клеток), а также с фактом существования двух взаимодополняющих половых категорий (организмов мужского пола и организмов женского пола).

Вопрос 2. Дайте определения понятиям.

Оплодотворение – это самый первый этап зарождения новой жизни. Он начинается со встречи и соединения двух половых клеток: мужской и женской - сперматозоида и яйцеклетки.

Зигота – это диплоидная (содержащая полный двойной набор хромосом) клетка, образующаяся в результате оплодотворения (слияния яйцеклетки и сперматозоида).

Вопрос 3. Закончите предложения.

Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что происходит продолжение вида.

У цветковых растений половые клетки образуются в цветке, мужские – в тычинках, а женские – в пестике.

Оплодотворений у цветковых и голосеменных растений происходит после процесса опыления, заключающегося в переносе пыльцы с тычинки на пестик.

Этот процесс осуществляется благодаря ветру и насекомым.

Вопрос 4. Какой способ размножения наиболее характерен для животных? Ответ обоснуйте.

Для животных характерен половой способ размножения (самый распространенный способ размножения животных организмов).

Это обусловлено тем, что животные ведут активный образ жизни. Половое размножение происходит с участием гамет, в результате которого образуется дочерний организм.

Вопрос 5. Рассмотрите рисунок «Строение цветка». Подпишите на нем названия основных частей цветка и раскрасьте его.

1. рыльце пестика

2. столбик пестика

3. завязь пестика

4. семязачатки

5. пестик

6. тычинка

Вопрос 6. Семена у покрытосеменных растений развиваются внутри плодов. Какие плоды вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

Приведите примеры плодов.

Плодами являются яблоко, груша, слива, апельсин. Плоды различаются по окраске, размерам, количеству содержания питательных веществ.

Вопрос 7. Какова роль животных и человека в распространении семян?

У семян есть приспособления такие как крючки, которые цепляясь за шерсть животных, могут переносится ими на большие расстояния. Человек целенаправленно распространяет семена культурных растений – он сеет на поля зерновые культуры.

Page 3


Вопрос 1. Дайте определение понятиям.

Индивидуальное развитие – это совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до смерти.

Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.

Вопрос 2. Какие условия окружающей среды могут повлиять на рост живых организмов? Приведите примеры их жизни растений и животных.

На рост живых организмов влияет солнечный свет, температурный режим, влажность. Например, в тундре из-за низких температур растения представлены в карликовых формах, так как им не хватает тепла.

Вопрос 3. Рассмотрите в учебнике рисунок 88, на котором изображены годичные кольца на спиле дерева.

Ответьте на вопросы:

1) Что такое годичные кольца?

Годичные кольца — области цикличного прироста тканей у некоторых видов растений, грибов и животных, обусловленных неравномерностью развития организма в период воздействия внешних факторов, обычно в результате перепада температур с изменением сезонов года.

2) Как вы думаете, что можно узнать по годичным кольцам о жизни дерева?

По годичным кольцам (их количеству) можно определить возраст дерева, а так же какие условия были для дерева в том или ином году.

3) Почему годичные кольца имеют неодинаковую толщину?

Это объяснятся тем, что в разные года были неодинаковые условия для жизни дерева.

4) В каких условиях шло образование широких годичных колец, а в каких – узких?

Широкие годичные кольца свидетельствуют о благоприятных условиях, а узкие – о неблагоприятных.

Вопрос 4. Рассмотрите рисунок, на котором изображена чешуя а и способ определения возраста рыбы по годовым кольцам б.

Ответьте на вопросы:

1) Каков, на ваш взгляд, возраст рыбы, чешуя которой изображена на рисунке а? Отметьте цифрами годичные кольца на чешуе, соответствующие годам жизни рыбы.

Рыбе 7 лет, так как на чешуйке видно 7 годичных колец.

2) От чего зависит ширина годичных колец на чешуе рыбы?

Ширина годичных колец рыбы зависит от роста чешуи, поэтому по ним легко определить возраст рыбы. В процессе роста появляются молодые чешуйки большого размера, они нарастают над старыми, образуя годичные кольца. Летом рыба растет быстро и колечки на чешуе широкие, а зимой медленно и колечко получается узкое. С каждым годом чешуя становится прочнее.

Вопрос 5. Рассмотрите рисунок, на котором изображены основные этапы роста и развития цветкового растения. Подпишите, что изображено под цифрами 1-8.

1 - взрослое дерево

2- цветок

3 - пыльца

4 - пестик

5 - завязь

6 - плод

7 - семечко

8 - молодой побег (росток)

Ответьте на вопросы:

1) Как вы думаете, что является основной причиной роста растений?

Основной причиной роста растения является деление клеток.

2) Проявление каких жизненных свойств можно считать основой развития растений?

Питание, дыхание, рост составляют основу развития растений.

3) На основании какого признака растения классифицируют как однолетние, двулетние и многолетние? Приведите примеры.

Это основано на продолжительности жизни растения

Однолетние: петунии, бархатцы, укроп, цветная капуста

Двулетние: морковь, капуста

Многолетние: одуванчик, крапива, земляника

Вопрос 6. Рассмотрите рисунок, на котором изображены основные этапы роста и развития животных на примере рыбы. Подпишите, что изображено под цифрами 1-9.

1) взрослая самка.

2) взрослый самец.

3) процесс слияния гамет.

4) оплодотворение яйцеклетки.

5) зигота.

6) икринка.

7) личинка, которая образовалась из икринки.

8) малек, который развился из личинки.

9) молодая особь рыбы.

Ответьте на вопросы:

1) Какие из указанных на рисунке этапов относятся к процессам роста?

Этапы 8 и 9 относятся к процессам роста.

2) Чем отличается рост животных от роста растений?

Растения обладают неограниченным ростом, а у животных рост ограничен.

3) С какого этапа начинается развитие у животных?

Развитие организма начинается с момента оплодотворения яйцеклетки.

4) Длительность процессов роста и развития у разных животных неодинакова. Выскажите предположение, от чего это зависит. Приведите примеры.

Это зависит от условий обитания живого организма.

Вопрос 7. Проверьте свою наблюдательность: когда приостанавливается рост многолетних растений в вашей местности? Каковы причины этого явления?

Рост растений приостанавливается в осенне-зимний период. Это происходит из-за того, что температура воздуха понижается.

Вопрос 8. Для чего в процессе сельскохозяйственных работ производят обрезку или прищипку вегетативных органов культурных растений? Приведите примеры.

На рост любого органа растения тратятся ресурсы. Зона роста вегетативных органов находится на концах этих органов. Прищипка и обрезка удаляют эту зону, прекращая рост растения. Следовательно, все ресурсы перенаправляются к генеративным органам – плодам, чего, собственно, и добиваются сельхоз работники. Примером могут служить помидоры.

Вопрос 9. Процессы роста и развития чередуются с периодами покоя. Что это за периоды и каковы их основные признаки?

Периоды покоя – это периоды при котором организм переносит неблагоприятные условия. У животных и растений замедляется обмен веществ. У деревьев уплотняется камбий за счет того дерево растет в толщину.

Вопрос 10. Заполните таблицу «Циклы развития насекомых».

Вопрос 11. Выполните лабораторную работу «Определение возраста дерева по спилу (ствола или ветки)».

1) Рассмотрите предложенный вам спил ствола или ветки дерева. Найдите на нем кору и древесину.

2) С помощью лупы подсчитайте число годичных колец и определите по ним возраст дерева или его ветки.

3) Зарисуйте данный спил, сделайте на нем соответствующие подписи.

4) Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины позднего периода.

Древесина формируется весной и летом. Древесина, отложенная камбием весной или в начале лета, отличается от древесины, сформировавшейся поздним летом. Причем переход от ранней к поздней более плавный, чем от поздней к ранней. Это видно из годовых колец дерева. Ранняя древесина имеет более светлый цвет, менее прочная. Поздняя древесина менее пористая, состоит из более мелких клеток с толстыми стенками.

Page 4

Подробное решение урок Урок 19 по биологии рабочая тетрадь для учащихся 6 класса, авторов В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк 2016

  • Гдз по Биологии за 5 класс можно найти тут


Вопрос 1. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, заполните таблицу «Влияние вредных привычек на организм человека».

На посадках черенков | sotki.ru | Ваши 6 соток

Садоводы размножают плодовые и ягодные культуры одревесневшими, зелеными и корневыми черенками. Осенью за высаженными черенками ухаживают по-разному – в зависимости от культуры, степени укоренения и дальнейшего выращивания.

 Одревесневшими черенками размножают смородину, аронию черноплодную, актинидию, вишню войлочную, жимолость, калину, лимонник, облепиху, бузину, клоновые подвои. Этот метод основан на способности кусков стебля после отделения от маточного растения образовывать в почве или другом субстрате корни.

На примере черной смородины остановимся на отдельных моментах технологии выращивания саженцев с использованием одревесневших черенков.

Черенки с маточных растений чаще всего заготавливают осенью после вызревания древесины и естественного или искусственного листопада. Хранят черенки в условиях, не допускающих преждевременного прорастания почек и подсыхания тканей (подвалы, снежные бурты и т.п.). Весенняя заготовка черенков также возможна, но она дает худшие результаты. Наиболее пригодны отрезки однолетних стеблей длиной 18–20 см.

Черенки высаживают рано весной, как только позволит состояние почвы. На грядку черенки сажают наклонно, под углом 45°. Расстояние между рядами – 50–60 см, в ряду между черенками – 8–10 см. Сверху остаются две почки, одна из них должна находиться на уровне почвы. Осенняя посадка допускается в местах, где нет опасности осенне-зимних повреждений черенков: иссушения, вымокания, подмерзания и выпирания.

Летом черенки поливают, пропалывают, подкармливают, при необходимости борются с вредителями и болезнями. При хорошем уходе к осени вырастают однолетние побеги высотой 55–60 см, с диаметром у основания 0,6–0,8 см, с мочковатой и разветвленной корневой системой длиной 15–20 см. Эти однолетние саженцы вполне пригодны для посадки на постоянное место. В Центральном регионе в конце октября, до наступления морозов, удаляют листья и саженцы выкапывают с одновременной сортировкой. При наличии отдельных недоразвитых экземпляров их высаживают на перешколку.

Однако, если в конце сезона растения-однолетки в подавляющем большинстве слабые, их оставляют на месте на второй год на доращивание. Весной следующего года, до распускания почек, однолетние побеги срезают на 2–3 почки, далее за ними ухаживают надлежащим способом. К осени вырастают стандартные двухлетки с 3–4 развитыми побегами и мощной корневой системой.

 Зеленое черенкование – один из наиболее эффективных и ускоренных способов размножения. Зелеными черенками размножают смородину, крыжовник, малину, жимолость, вишню, сливу, алычу, облепиху, клоновые подвои семечковых и косточковых культур, а также большинство нетрадиционных плодово-декоративных растений (калина, рябина, арония, барбарис, боярышник, голубика, черемуха, шиповник, ирга, ежевика и др.). Зеленым черенкованием занимаются в основном в июне.

Сначала готовят парник с соответствующим субстратом. Для парника выкапывают траншею глубиной 40 см и шириной 70–80 см. В парник кладут дренажные материалы, укладывают слой смеси песка и торфа, поверхность присыпают субстратом для укоренения (песок, вермикулит, перлит) слоем 3–4 см. Над парником устанавливают каркас и обтягивают его пленкой.

Черенки заготавливают из растущих побегов текущего года, нарезанных с сортовых, высокоурожайных и здоровых маточных растений. Хорошо (на 80%) укореняются черенки у сортов вишни Памяти Вавилова, Тургеневка, Владимирская, Заря Поволжья, Жагарская, Шубинка, Полевка, Растунья, Аморель розовая; сливы – Скороспелка красная, Сизый голубок, Венгерка московская, Память Тимирязева, Тульская черная, Аленушка, Искра.

 Заготовленные побеги режут на черенки: для большинства культур оптимальная длина черенка – 2–3 междоузлия. Готовый к посадке черенок имеет 2–3 настоящих листа и нижнюю часть длиной 1,5–2 см. В парнике расстояние между рядами – 5–7 см, между черенками – 4–5 см, посадка вертикальная, глубина посадки – 1,5–2 см. В период от посадки черенков до образования на них корней необходимо обеспечивать постоянное увлажнение листовых пластинок. В конце июля – начале августа наблюдается массовое образование корней. В течение лета проводят подкормки. После образования корней поливы сокращают, парник часто открывают, закаливая растения.

Укоренившиеся черенки высаживают на специальные грядки для доращивания или оставляют на месте укоренения до осени, а то и до весны. Чаще всего в сентябре укорененные черенки выкапывают, ошмыгивают листья и сортируют. Сильные растения с высокой зимостойкостью высаживают на постоянное место; слабенькие – на доращивание. Сажать лучше в начале сентября. До морозов растения успеют прижиться на новом месте. На зиму их укрывают торфом слоем 12–15 см. Малозимостойкие растения лучше оставить на месте укоренения. Для успешной перезимовки их надо укрыть до наступления морозов сухими опилками, торфом, лапником, хвоей. Иногда выкопанные растения в прикопанном и укрытом виде хранят в траншее или ящиках с песком в подвальных или других помещениях, где температура в пределах 1–2°. Весной сохраненные сильные растения высаживают на постоянное место. Слабые – выращивают еще 1–2 года. При этом их высаживают весной как можно раньше на гряды с плодородной почвой. Ширина междурядий – 20–30 см, между растениями в ряду – 10–15 см.

Размножение корневыми черенками основано на способности корней, нарезанных на части, восстанавливать полностью растение с наземной частью и корневой системой. Этим способом можно размножать сливу, вишню, малину, клоновые подвои, лианы, травянистые растения и др. Если маточные растения корнесобственные, то экземпляры, выращенные из корневых черенков, пригодны для посадки. Привитые растения можно использовать как подвои.

 Способ успешно используется при размножении корнесобственных деревьев сливы. При этом хорошо размножаются такие сорта, как Скороспелка красная, Тульская черная, Волжская красавица и др. Способ находит применение и при размножении высокоурожайных корнесобственных сортов вишни (Владимирская, Шубинка и др.).

 Садовод, желающий вырастить свои саженцы на карликовых подвоях, нередко испытывает сложности с приобретением подвоев. Одним из способов решения этой проблемы могут стать корневые черенки. Много корневых черенков можно заготовить у соседа, если он по какой-то причине корчует дерево на карликовом подвое; можно накопать их в плодовом питомнике при ликвидации маточника клоновых подвоев, при выкопке саженцев на клоновых подвоях.

 Заготавливают черенки осенью или весной до начала вегетации. Длина черенка должна быть 10–15 см, толщина – 0,6–2 см. Заготовленные черенки зимой хранят в подвале или погребе при температуре от 0 до 1°. Весной за 2–3 недели до посадки ящик с черенками переносят в помещение с температурой 15–18°. Корневые черенки высаживают ранней весной. Расстояние между рядами оставляют 10–15 см, между черенками в ряду – 7–8 см. В дальнейшем при уходе за посадками в зоне размещения корневых черенков поддерживают достаточную влажность почвы, борются с сорняками, проводят подкормки. Лишние побеги выламывают; на каждом черенке оставляют только один, наиболее сильный побег.

 К осени при хорошем уходе большинство растений обычно пригодно для высадки на место, где их доращивают 1–2 года до размеров корнесобственных саженцев, или на место, где на следующий год летом на них будет проведена окулировка (если это подвои). 

Page 2

Садоводы размножают плодовые и ягодные культуры одревесневшими, зелеными и корневыми черенками. Осенью за высаженными черенками ухаживают по-разному – в зависимости от культуры, степени укоренения и дальнейшего выращивания.

 Одревесневшими черенками размножают смородину, аронию черноплодную, актинидию, вишню войлочную, жимолость, калину, лимонник, облепиху, бузину, клоновые подвои. Этот метод основан на способности кусков стебля после отделения от маточного растения образовывать в почве или другом субстрате корни.

На примере черной смородины остановимся на отдельных моментах технологии выращивания саженцев с использованием одревесневших черенков.

Черенки с маточных растений чаще всего заготавливают осенью после вызревания древесины и естественного или искусственного листопада. Хранят черенки в условиях, не допускающих преждевременного прорастания почек и подсыхания тканей (подвалы, снежные бурты и т.п.). Весенняя заготовка черенков также возможна, но она дает худшие результаты. Наиболее пригодны отрезки однолетних стеблей длиной 18–20 см.

Черенки высаживают рано весной, как только позволит состояние почвы. На грядку черенки сажают наклонно, под углом 45°. Расстояние между рядами – 50–60 см, в ряду между черенками – 8–10 см. Сверху остаются две почки, одна из них должна находиться на уровне почвы. Осенняя посадка допускается в местах, где нет опасности осенне-зимних повреждений черенков: иссушения, вымокания, подмерзания и выпирания.

Летом черенки поливают, пропалывают, подкармливают, при необходимости борются с вредителями и болезнями. При хорошем уходе к осени вырастают однолетние побеги высотой 55–60 см, с диаметром у основания 0,6–0,8 см, с мочковатой и разветвленной корневой системой длиной 15–20 см. Эти однолетние саженцы вполне пригодны для посадки на постоянное место. В Центральном регионе в конце октября, до наступления морозов, удаляют листья и саженцы выкапывают с одновременной сортировкой. При наличии отдельных недоразвитых экземпляров их высаживают на перешколку.

Однако, если в конце сезона растения-однолетки в подавляющем большинстве слабые, их оставляют на месте на второй год на доращивание. Весной следующего года, до распускания почек, однолетние побеги срезают на 2–3 почки, далее за ними ухаживают надлежащим способом. К осени вырастают стандартные двухлетки с 3–4 развитыми побегами и мощной корневой системой.

 Зеленое черенкование – один из наиболее эффективных и ускоренных способов размножения. Зелеными черенками размножают смородину, крыжовник, малину, жимолость, вишню, сливу, алычу, облепиху, клоновые подвои семечковых и косточковых культур, а также большинство нетрадиционных плодово-декоративных растений (калина, рябина, арония, барбарис, боярышник, голубика, черемуха, шиповник, ирга, ежевика и др.). Зеленым черенкованием занимаются в основном в июне.

Сначала готовят парник с соответствующим субстратом. Для парника выкапывают траншею глубиной 40 см и шириной 70–80 см. В парник кладут дренажные материалы, укладывают слой смеси песка и торфа, поверхность присыпают субстратом для укоренения (песок, вермикулит, перлит) слоем 3–4 см. Над парником устанавливают каркас и обтягивают его пленкой.

Черенки заготавливают из растущих побегов текущего года, нарезанных с сортовых, высокоурожайных и здоровых маточных растений. Хорошо (на 80%) укореняются черенки у сортов вишни Памяти Вавилова, Тургеневка, Владимирская, Заря Поволжья, Жагарская, Шубинка, Полевка, Растунья, Аморель розовая; сливы – Скороспелка красная, Сизый голубок, Венгерка московская, Память Тимирязева, Тульская черная, Аленушка, Искра.

 Заготовленные побеги режут на черенки: для большинства культур оптимальная длина черенка – 2–3 междоузлия. Готовый к посадке черенок имеет 2–3 настоящих листа и нижнюю часть длиной 1,5–2 см. В парнике расстояние между рядами – 5–7 см, между черенками – 4–5 см, посадка вертикальная, глубина посадки – 1,5–2 см. В период от посадки черенков до образования на них корней необходимо обеспечивать постоянное увлажнение листовых пластинок. В конце июля – начале августа наблюдается массовое образование корней. В течение лета проводят подкормки. После образования корней поливы сокращают, парник часто открывают, закаливая растения.

Укоренившиеся черенки высаживают на специальные грядки для доращивания или оставляют на месте укоренения до осени, а то и до весны. Чаще всего в сентябре укорененные черенки выкапывают, ошмыгивают листья и сортируют. Сильные растения с высокой зимостойкостью высаживают на постоянное место; слабенькие – на доращивание. Сажать лучше в начале сентября. До морозов растения успеют прижиться на новом месте. На зиму их укрывают торфом слоем 12–15 см. Малозимостойкие растения лучше оставить на месте укоренения. Для успешной перезимовки их надо укрыть до наступления морозов сухими опилками, торфом, лапником, хвоей. Иногда выкопанные растения в прикопанном и укрытом виде хранят в траншее или ящиках с песком в подвальных или других помещениях, где температура в пределах 1–2°. Весной сохраненные сильные растения высаживают на постоянное место. Слабые – выращивают еще 1–2 года. При этом их высаживают весной как можно раньше на гряды с плодородной почвой. Ширина междурядий – 20–30 см, между растениями в ряду – 10–15 см.

Размножение корневыми черенками основано на способности корней, нарезанных на части, восстанавливать полностью растение с наземной частью и корневой системой. Этим способом можно размножать сливу, вишню, малину, клоновые подвои, лианы, травянистые растения и др. Если маточные растения корнесобственные, то экземпляры, выращенные из корневых черенков, пригодны для посадки. Привитые растения можно использовать как подвои.

 Способ успешно используется при размножении корнесобственных деревьев сливы. При этом хорошо размножаются такие сорта, как Скороспелка красная, Тульская черная, Волжская красавица и др. Способ находит применение и при размножении высокоурожайных корнесобственных сортов вишни (Владимирская, Шубинка и др.).

 Садовод, желающий вырастить свои саженцы на карликовых подвоях, нередко испытывает сложности с приобретением подвоев. Одним из способов решения этой проблемы могут стать корневые черенки. Много корневых черенков можно заготовить у соседа, если он по какой-то причине корчует дерево на карликовом подвое; можно накопать их в плодовом питомнике при ликвидации маточника клоновых подвоев, при выкопке саженцев на клоновых подвоях.

 Заготавливают черенки осенью или весной до начала вегетации. Длина черенка должна быть 10–15 см, толщина – 0,6–2 см. Заготовленные черенки зимой хранят в подвале или погребе при температуре от 0 до 1°. Весной за 2–3 недели до посадки ящик с черенками переносят в помещение с температурой 15–18°. Корневые черенки высаживают ранней весной. Расстояние между рядами оставляют 10–15 см, между черенками в ряду – 7–8 см. В дальнейшем при уходе за посадками в зоне размещения корневых черенков поддерживают достаточную влажность почвы, борются с сорняками, проводят подкормки. Лишние побеги выламывают; на каждом черенке оставляют только один, наиболее сильный побег.

 К осени при хорошем уходе большинство растений обычно пригодно для высадки на место, где их доращивают 1–2 года до размеров корнесобственных саженцев, или на место, где на следующий год летом на них будет проведена окулировка (если это подвои). 


Смотрите также

НАС УЖЕ 77 321

Подпишись на обновления сайта! Получай статьи на почту: