Сбор лечебных трав
Биолог КФУ рассказала, как правильно собирать лекарственные травы | Медиа портал
Биолог КФУ рассказала, как правильно собирать лекарственные травы
Тема: Новости институтов
Дата публикации: 03.08.2020
В Казанском университете исследуются целебные свойства дикорастущих растений Татарстана.
Доцент кафедры ботаники и физиологии растений Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета Нина Прохоренко занимается изучением лекарственных растений, исследует структуру их популяций, распространение на территории Республики Татарстан. Ученый объяснила, когда какие лекарственные травы лучше собирать и как их правильно использовать.
Растения применяются с давних пор для профилактики и лечения самых разных заболеваний, вместе с тем нужно понимать, что в лечебных целях их можно использовать только после консультации с врачом, отметила Нина Борисовна.
Что касается общеукрепляющих чаев, то их можно пить практически всем. Чтобы приготовить травяной чай, в заварочный чайник необходимо положить одну-две чайных ложки сушеных растений, залить кипятком и дать настояться. Чаще всего для чая используются: мята, мелисса, зверобой, душица, чабрец, листья земляники, смородины. Можно заваривать смесь из нескольких трав.
Собирать лекарственные растения рекомендуется в определенное время, когда они содержат максимум биологически активных веществ.
«Если в лечебных целях будут использоваться корни и корневища, то время их сбора – сентябрь-октябрь, листья вечнозеленых растений, например брусники, заготавливают весной после схода снега. Что касается цветковых растений, то наибольшее количество действующих веществ в них бывает во время цветения, – говорит биолог Казанского федерального университета. - Июль – начало августа - благоприятное время для сбора многих трав, но следует помнить, что заготавливать их нужно обязательно в сухую погоду, лучше – утром, после высыхания росы».
Концентрация полезных веществ в растениях зависит и от того, в каких экологических условиях они произрастают, сообщила кандидат биологических наук. Она вместе с группой сотрудников кафедры ботаники и физиологии растений ИФМиБ в рамках гранта Российского научного фонда исследует, как меняются свойства лекарственных растений на территории Татарстана в зависимости от условий местообитания.
Как рассказала ученый, биологически активные вещества, которые накапливаются у большинства растений, используемых в народной медицине, обладают низкой токсичностью и широким спектром биологической активности. Именно поэтому с древних времен и по сей день настои, настойки и отвары активно используются для укрепления организма, повышения его защитных свойств, а также при лечении ряда заболеваний.
Нина Прохоренко назвала травы, которые наиболее часто применяются в традиционной и народной медицине.
«Одно из наиболее популярных растений – зверобой продырявленный, в народе его еще называют лекарством от 99 болезней.
Он известен как вяжущее, тонизирующее и противовоспалительное средство. Благодаря содержанию витамина Р, зверобой обладает капилляроукрепляющим действием», - сообщила Н.Прохоренко и добавила, что это растение не всем полезно, зверобой нельзя использовать гипертоникам из-за его способности повышать давление.
А вот календулу лекарственную применять гипертоникам можно: она улучшает работу сердца, снижает артериальное давление. Кроме того, это растение обладает антисептическими, противовоспалительными, ранозаживляющими свойствами.
Другое целебное растение, которое можно собирать и заготавливать впрок, душица обыкновенная - это и пряно-вкусовое и лекарственное растение.
«В медицине душицу используют как средство, оказывающее успокаивающее действие на центральную нервную систему, а также для улучшения пищеварения. Ее включают в состав грудных и потогонных сборов и чаев», - сказала ученый.
Она отметила, что в число самых распространенных дикорастущих растений нашей местности, которые обладают лекарственными свойствами, входят такие травы, как: горец птичий, чистотел большой, крапива двудомная, подорожник большой, хвощ полевой, тысячелистник обыкновенный.
Большинство из них относятся к сорно-рудеральным растениям и распространены во дворах, растут на пустырях, вдоль заборов и дорог.
«Крапива, например, обладает множеством лечебных свойств: повышает свертываемость крови благодаря наличию витамина К, оказывает противовоспалительное и бактерицидное действие, ускоряет заживление тканей, активизирует обмен веществ, ее листья входят в состав желудочных и витаминных сборов», - проинформировала Нина Прохоренко.
Завершая беседу, ученый сказала, что лучше использовать заготовленные травы в течение года после сбора. Чтобы эффект от их применения был максимальным, необходимо их правильно высушить. Большинство трав нужно сушить в тени, поскольку на свету содержащихся в них полезные соединения быстро разрушаются. Не рекомендуется измельчать растения до сушки, измельчение будет способствовать более быстрому улетучиванию эфирные масел и других важных компонентов. Хранить травы требуется в защищенном от света и влаги месте, поместив в бумажные пакеты, хлопчатобумажные мешочки или плотно закрытые стеклянные банки.
Автор: Лариса Бусиль, фото: cstor.nn2.ru
6480
Сбор трав в легендах, ритуалах, обычаях
Врачевание всегда было доходным занятием, поэтому лекари принимали меры к тому, чтобы людей, знающих лечебные свойства трав, было поменьше. Желающих заняться этим делом всячески отпугивали, окружая свое ремесло таинственностью. Сбор, изготовление лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. В средние века знахари принимали пациентов в мрачных пещерах или хижинах, украшенных черепами, черными кошками, совами. Когда давали лекарство, шептали страшные заклинания, а чтобы заставить других людей отказаться от самостоятельных поисков трав, о вполне безобидных растениях сочиняли полные ужасов легенды.
Одной из таких легенд была легенда о мандрагоре. Внешне корень мандрагоры напоминает фигуру человека. Считалось, что обладатель этого корня сохранит на всю жизнь молодость, здоровье и красоту.
Но человек, рискнувший самостоятельно добыть этот корень, подвергается смертельной опасности. И только посвященный в тайну корня может выкопать его. Найдя растение, нужно было три раза очертить место мелом, затем привязать растение к хвосту черной собаки и заставить ее вырвать его, а самому в это время стать лицом к западу. Раздавался ужасный крик мандрагоры, а собака, вырвавшая корень, немедленно погибала.
На Руси сбор трав приурочивался к дню Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю). У сборщиков этот день зовется «Аграфена — злые коренья». Массовое цветение трав совпадало с этим днем и следующим за ним днем Ивана Купалы (7 июля) — временем сбора волшебных трав. В праздновании дня Ивана Купалы соединились христианские и языческие верования. Иван — Иоанн Креститель, который «купал», т. е. крестил Христа, и Купала — языческий бог, которому в древние времена «благодарения и жертвы в начале жатв приносиху». По народному поверью, собранные в этот день травы обладали особой целительной силой, а ночью растения разговаривали между собой.
Белорусский этнограф Е. Р. Романов так описывает этот сбор: «Ранним утром 23 июня (старый стиль) девушки и молодухи целыми толпами отправляются в луга, поля и леса за Ивановскими цветами и травами. Во время собирания цветов и трав нужно обязательно петь Купальские песни, в противном случае травы их не будут иметь целебной силы, даже и по освещении их в церкви. Каждая женщина старается набрать цветов и трав как можно более, целые снопы, причем предпочитаются травы Иван-да-Марья, золототысячник, росичка, купальник, зверобой, чистотел, богородицыны слезки, заячья цыбулька, мокрица, а также аир, тростник, колосья ржи. Принесенные в дом травы ставятся в холодном месте до следующего дня, а затем 24 июня приносятся в церковь и освящаются». В ночь на Ивана Купалу совершаются разные чудеса: цветет папоротник — перунов огнецвет, показывается разрыв-трава, цветущая так недолго, что еле успеешь прочесть три молитвы: «Отче наш», «Богородицу» и «Верую».
В одном из старинных русских травников требовалось, чтобы искатель трав обязательно имел скамейку, сделанную из девяти пород только хвойных деревьев, и при вытаскивании растения из земли непременно становился коленями на эту скамейку.
В другом травнике рекомендовалось собирать травы в строго определенный день, чаще всего один в году, попостившись, вдали от жилья, «где не слыхать петушиного крику», сбросив одежду, выкупавшись в росе и прочтя заклинания. При этом необходимо было иметь при себе предварительно выкопанный корень плакун-травы, отгоняющий злое чародейство. «Есть плакун-трава, растет при озерах, высока в стрелу, цвет багров и та трава вельми добра. Пригодна в чистоте держать в избах или с собою в пути носить, нечистый дух не прикоснется и со оным корнем травы рвать, иметь при себе, а когда не иметь при себе сего корня, то хоша после приложи траву к плакунову корню, то и будет всякая трава иметь свою силу, а крест из нее вырезать и носить при себе вельми добро».
Научное название плакун-травы — дербенник иволистный. На листьях дербенника есть большие водяные устьица, которые выделяют избыток воды при повышенной влажности. По преданию, плакун-трава появилась, когда распяли Христа. Богородица при этом так горько плакала, что из ее слез и выросла эта трава.
Сборщик с пучком травы становился лицом к востоку и произносил: «Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю». При этом подчеркивалось бережное, уважительное отношение к траве как носительнице целебной силы. «Небо — отец, земля — мать, а ты, шва, позволь себя рвать». Нужно, «чтобы траве не было больно» и от «многого брать немножко».
Колдовство имело самую тесную связь с народной медициной. Например, от бесплодия долго лечилась у знахарки супруга князя Василия Ивановича — княгиня Соломония. Великая княгиня София — супруга Ивана III в 1497 г. лечилась у знахарки по тому же поводу. Знахарка по велению Ивана III была утоплена. Старинным народным средством — медом лечился от подагры Иван Грозный. По мнению ученых, такая тесная связь магии с народной медициной объясняется следующими причинами: во-первых, убеждением, что болезнь есть результат влияния «злых духов» и что исцеление могут принести только сверхъестественные силы; во-вторых, убеждением в том, что человек находится в таинственной связи с окружающей природой и от нее зависит его здоровье; в-третьих, верой в то, что болезнь есть злое существо, которое может быть изгнано и перенесено на других.
Вместе с тем тысячелетиями складывались и отрабатывались рациональные приемы сбора трав и, хотя объяснялись они в свое время влиянием сверхъестественных сил, современная наука нашла им вполне материалистическое объяснение. Например, такие рекомендации народной медицины, как применять для лечения больного травы, собранные в местности, где он проживает, либо собирать травы только в новолуние, при «ущербном месяце», либо в отсутствие луны. Еще в древнем Вавилоне дурман и белену собирали только ночью. Плиний Старший в 18 томе «Естественной истории» много говорит о влиянии фаз луны на растения, животный мир и человека. Так, при полнолунии растение всасывает больше воды, чем в другое время, следовательно, дольше сохнет и теряет больше действующих веществ. Известны науке и суточные колебания концентрации действующих веществ в растениях. Некоторые растения, содержащие алкалоиды, накапливают их ночью и теряют днем.
В русских лечебниках давались рисунки лекарственных растений, приводились подробные сведения о внешнем виде лекарственных растений и местах их произрастания.
Вот как описывается проскурняк — алтей лекарственный: «Стебель ее суховат, вышиною два локот или трех, цвет у себя желт имееть, а воняние аки болшева роману, листвием же та трава собою долга и остра, плевою белою обдёрнута, а собираем и корень и листвие и цвета, егда трава цветет в мае во исходе». О широко известных травах обычно считали «непотребно писать, коим обычаем ростуть», так как они «всеми знаеми суть».
Сбор лекарственных растений определялся не только календарным расписанием, но и погодными условиями. Наилучшее время сбора травы показывают пчелы, и брать растения нужно там, где их много. «Некогда ино лето бывает студеностно, некогда вельми жарко». Кроме того, даются подробные указания по сбору и сушке сырья. Корни следовало «выкопати и очистити и вельми добре обмыта и высушити, да вологость иссякнет». Или по сушке цветков шиповника «цвет своробориный надобе сушити на ветре, а не на солнце, или отдали солнце сквозе окончину или сквозе полотенце, часто их изворашевой». Четкие указания давались относительно сроков хранения и возможности фальсификации сырья.
«Многие оманщики, которые людей прельщають и лесного дягиля корение за огородный продають и мастер тем прельщается и лечба несовершенна».
Параллельно с народной медициной рациональные приемы сбора лекарственных растений разрабатывались научной медициной. Интересны в этом отношении рекомендации Авиценны (XI в. н. э.), которые мало чем отличаются от правил заготовки сырья, принятых современной фармакогнозией: «Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственный им объем и форму и останутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изменят окраску и сломаются, во всяком случае, чем они станут опадать и осыпаться. Семена следует собирать после того, как тело их окрепнет и когда их покинет незрелость и водянистость, а что касается корней, то их следует брать до того, как начнется листопад. Цветки следует собирать после полного их раскрытия, но до увядания или осыпания. ...Что же касается плодов, то их срывают после того, как они вполне поспеют, но прежде, чем они готовы будут упасть.
...Чем меньше сморщились корни и завяли стебли, чем жирнее и полнее семена, чем плотнее и тяжелее плоды, тем лучше. ... Плоды, собранные в хорошую погоду, лучше тех, которые собраны при плохой, сырой погоде и вскоре после дождя. ... Плоды, сорванные в подходящую пору, тверже тех, при сборе коих время было выбрано неправильно. Чем цвет плодов насыщенней, вкус отчетливей, а запах резче, тем они сильней в своем роде».
Современная фармакогнозия уже не эмпирически, а используя последние данные о динамике биосинтеза, накопления и распада биологически активных веществ в растениях, разработала рациональные приемы сбора лекарственного сырья, широко используемые в практике заготовок.
Публикуется по книге: Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высш. школа, 1992. 272 с.
коллекций | Строго лекарственные семена
В травничестве начинают с изучения простых растений (отдельных растительных экстрактов) и в конце концов переходят к комбинированию простых растений для получения соединений.
Например, вам нужно вбить в кого-то девясила, поэтому вы добавляете немного фенхеля, чтобы замаскировать вкус. Весело, функционально и безгранично с точки зрения возможностей. Когда я начал выращивать и продавать семена трав, все шло примерно так же. Сначала я изучил отдельные растения, а затем начал распознавать отношения между растениями. В этот момент я перешел к производству наборов и коллекций, небольших групп пакетов с семенами, которые каким-то образом имели смысл. Например, 3 разных вида семян пустырника в индивидуальной упаковке, которые продаются как «набор пустырника». Вскоре последовали и другие наборы семян. Был кулинарный набор базилика с 5 видами кулинарного базилика, набор шалфея с 8 видами, набор мака с 8 видами, набор табака также с 8 видами, кульминацией которого я считаю лучший набор из всех, наши тулси набор семян, который теперь включает 5 различных типов. Эти усилия по созданию декораций были результатом многолетнего поиска различных видов и выращивания их в уединении.
Проданные вместе, завернутые в красочную обложку, я был очень рад этим ярким маленьким сверткам, таким полным возможностей!
Но я еще не закончил. Предстояло выводить коллекции, в том числе коллекцию японских лекарственных трав с 6 пакетиками (включая мою любимую ашитабу), коллекцию аюрведических семян, насчитывающую 7 целебных трав, родом из Индии, но пригодных для выращивания в США, коллекцию семян китайских лекарственных трав, которая под номером счастливчик 8, коллекция садовых семян Hoedown, содержащая 12 пакетов с семенами для выращивания хорошей простой пищи, и так далее. По правде говоря, моя любимая коллекция — это сад лекарственных трав для выживания, потому что эти основные лекарственные травы покрывают большинство потребностей в травах среднего поселенца: лопух, апельсиновая календула, окопник, одуванчик, дикий салат, самоисцеление, валериана и тысячелистник. Иногда просто лучше.
В каждом случае, с наборами видов и тематическими коллекциями, мы предоставляем органически сертифицированные семена с маркировкой, открытым опылением, необработанные, не содержащие ГМО, в полноразмерных пакетах.
Наша цель — доставить их потребителю со значительной скидкой по сравнению с ценой, которую можно было бы заплатить при покупке пакетов по отдельности.
Наша самая обширная и разнообразная коллекция семян лекарственных трав — это коллекция семян Lifeline, которая содержит 18 полноразмерных пакетов. Вот история рождения этой коллекции:
Однажды вечером мы с Мейч гуляли в саду. Я взял ее за локоть и повел между вечерними первоцветами с их желтыми, слизистыми цветками и лопухом с его застегнутыми на липучке семенными головками, готовыми вырваться в генетическую бесконечность. Мимо пролетела стрекоза, а полосатая бабочка-феникс расправила свой хоботок длиной в дюйм и превратилась в ждущий цветок садового шалфея. В небе аморфное белое облако освещалось сзади заходящим солнцем, накладываясь на темнеющую синеву небес. Вдохновленные этим крошечным набором событий или, возможно, подсознательно прислушиваясь к болтовне самих растений, мы начали обсуждать сбор семян трав, которые воплотили бы основу для разнообразного лекарственного сада, который способствовал бы каждому аспекту здоровья и благополучие и сделать этот набор семян доступным для людей по очень низкой цене, чтобы больше людей могли купить их и реализовать преимущества.
Таким образом, нашим друзьям-садоводам не пришлось бы выбирать. Мы бы выбрали для них. «Давайте назовем его садом LIFELINE», — сказала Мейч. «Это как бросать людям спасательный круг, чтобы вернуть им здоровье». — Мне нравится, — сказал я. Затем Мейч (всегда покупатель) сказал: «И это похоже на ценообразование в кооперативе, где продают органически выращенные продукты, такие как коричневый рис, картофель и сушеные бобы, чуть выше себестоимости, чтобы убедиться, что у всех есть достаточно для жизни». есть. «Хорошо, — сказал я, — давайте». И мы сделали.
Лекарственные растения и травы
Все лекарственные растения и травы Achillea millefoliumall healallhealAllium schoenoprasumAloysia citriodoraAnetheum graveolensAnthemis nobilisAnthriscus cerefoliumApium graveolensAromatic HerbsAromatic HerbssartemisiaArtemisia annuaArtemisia dracunculusAsclepiasasclepias curassavicaAshwagandaasklepiasAvena sativaAyeruvedicbasil plantbasil plantsbay laurelbay leaf plantbay tree herbbay tree plantBee BalmBeebalmblue dyebotanicabotanica herbbutterfly flowerbutterfly milkweedbutterfly weedCalendula officinaliscardinal flowercardinalflowercat mintCat nipcat nip lemoncatgrasscatsChamaemelum nobileChenopodium ambrosioidescitrus catnipcitrus mintcleansing herbcommon ruecommon yarrowcompanion plantcompostcontainer herb plantcontainer plantcooking sageCoriandrum sativumcoughCulinary Herbsculturalcultural траваустойчивая к оленямDia de Los Muertosсушеные венкикрасителькрасильщик вайдасъедобная ягодаанглийская лавандаанглийское времяанглийский тимьян травяное растениеepazoteEupatorium ligustifoliaудобрениеFever Fewплосколистная петрушкаароматныйсвежийсвежая травасвежие травыGa lium odoratumgermander herbgreek bayGreek Oregano herb infogreen basilhealing herbhealing herbsherb for teaherb of graceherbs for cookingHierochloe odoratahippiehore houndhummingbirdshunningbirdsHypericumHypericum perforatumHyssop officinalisIndian GinsengIndigoindigotininkinsect repellentIsatis tinctoriaitalian cuisine herbitalian flatleafItalian parsleyjermander uprightkittyknitbonelaurelLaurus nobilislavanderLavandula angustifoliaLavandula x intermedialavender plantslemon thymelemongrassLow stockmagicalmagical herbMargoramMassubium vulgaremedical herbMedicinal Herbsmedicinal plantMelissa officinalisMentha pulegiummentha x mountainMentha x piperita citrataMexican flowerMexican herbMonarda fistulosaMountain Мята Herb InfoMt.