3D сады


Выращивание кристаллов из соли исследовательская работа


Исследовательская работа "Выращивание кристаллов в домашних условиях"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

ВЫПОЛНИЛ:

ученик 3«Б» класса

Емельянов Кирилл

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Однолетко Наталья Владимировна

2015 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3 стр

Глава 1. Что такое кристалл? .……………………………………………………..4 стр.

Глава 2.Выращивание кристаллов в домашних условиях.………..……………5 стр.

2.1 Меры безопасности…………………………………………………………..5 стр.

2.2 Выращивание кристаллов из поваренной соли…………………………….5 стр.

2.3 Выращивание кристаллов из медного купороса…………………………...5 стр.

Заключение…………………………………………………………………………. 6 стр.

Литература………………………………………………………………………….. 7 стр.

Приложение…………………………………………………………………………..8 стр.

Введение

«Почти весь мир кристалличен.

В мире царит кристалл и его

твердые, прямолинейные законы».

А.Е. Ферсман.

На уроках окружающего мира и в туристических походах по нашей республике мы узнали, что кристаллы часто встречаются в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев. Все камни - это кристаллы! Причем не только яркие и блестящие драгоценные камни (алмазы, рубины, сапфиры), но и обычные, из которых состоят горы, скалы , ущелья и пещеры. Сейчас мы знаем, что даже некоторые части организма кристалличны, например, роговица глаза. В настоящее время изучением многообразия кристаллов занимается наука КРИСТАЛЛОГРАФИЯ. Существуют даже кристаллы, которые можно съесть! Это соль и сахар, которые имеются на каждой кухне. Кристаллы широко применяются в науке, промышленности, оптике, электронике.

Я и моя семья живем в частном доме. У нас есть огород, где мы выращиваем овощи, фрукты и цветы. Однажды мама обрабатывала растения странной голубой жидкостью, и я решил узнать, для чего она это делает? Мама сказала, что это раствор медного купороса и нужен он для того, чтобы защитить фрукты и овощи от различных болезней. Я захотел узнать побольше об этом веществе. Изучив литературу, мы узнали, что медный купорос – это соль (соль - с химической точки зрения) голубого цвета, не ядовитая для человека (если только ее не кушать) и применяется она не только в садоводстве, но и в медицине, в строительстве и даже в пищевой промышленности! Но самым интересным для меня оказалось то, что каждая отдельная частица этой соли - это кристалл! Оказывается, кристаллы можно вырастить самому! Нас очень заинтересовала эта тема, и мы решили вырастить кристалл из соли медного купороса и из обычной поваренной соли. Ведь он должен получиться очень красивым! Но как это сделать, какие меры предосторожности нужно соблюдать, мы с родителями не знали. Поэтому мы решили изучить этот процесс.

Так была выбрана тема исследования: «Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса в домашних условиях».

Актуальность исследования состоит в том, что выращивание кристаллов - увлекательное занятие, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных открывателей. Объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.

Цель работы: научиться выращивать кристаллы поваренной соли и медного купороса в домашних условиях

Задачи:

  • узнать, что такое кристаллы.

  • изучить процесс выращивания кристаллов.

  • ознакомиться с мерами безопасности при работе с медным купоросом.

  • вырастить кристалл из соли и медного купороса.

  • проанализировать полученные результаты.

Объект исследования - кристаллы.

Предмет исследования - процесс кристаллизации.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что кристаллы поваренной соли и медного купороса можно вырастить дома

Методы исследования:

  • накопление теоретического материала.

  • проведение опытно-экспериментальной деятельности с целью получения кристаллов из медного купороса.

  • анализ полученных результатов исследования.

Необходимое оборудование:

  • Соль медного купороса (можно приобрести в магазине садоводства) Поваренная соль (можно приобрести в продуктовом магазине)

  • Ёмкость, где мы будем выращивать наш кристалл

  • Нитка

  • Карандаш

Глава 1. Что такое кристалл?

Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) означают « лёд». По данным энциклопедии, кристалл - это твердое тело. Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара. Кристаллы бывают естественного происхождения и искусственного, выращенные в специально созданных условиях. И каждый человек, при желании может легко вырастить кристаллы у себя дома.

Проанализировав текстовый материал, определили методы исследования, провели экспериментальную работу по выращиванию кристаллов в домашних условиях.

.

Глава 2. Выращивание кристаллов в домашних условиях.

2.1 Меры безопасности

При выращивании кристалла из соли и медного купороса, нужно всегда помнить, что это химический реактив, поэтому работать с ним детям можно только под присмотром родителей. Хотя соль и медный купорос не ядовит, но соблюдать меры безопасности необходимо:

1.Не пробовать на вкус

2.Избегать попадания вещества в нос и в глаза.

3.Из посуды, которая была использована в ходе эксперимента, кушать строго запрещено.

4.Во время роста кристаллика не трогать его руками, потому что на нем останутся следы от пальцев, и кристалл будет расти неправильной формы.

5.Всегда мыть руки по окончании опытов.

2.2 Выращивание кристаллов из поваренной соли

Выращивание кристаллов — очень и очень интересное занятие. Но для того, чтобы результат получился действительно красивым необходимо аккуратно выполнять все действия и набраться терпения.

Опыт 1.(рис.1,2,3,4,5)Растворяем в воде соль до тех пор, пока она не будет растворяться,  и станет оседать на дно банки. Мы получили насыщенный раствор соли. Переливаем его в чистую ёмкость, процеживаем. Выбираем любой понравившийся более крупный кристаллик поваренной соли,  привязываем за нитку и подвешиваем, чтобы он не касался стенок стакана. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться.(Рис.6,7)

Результат: мы получили кристалл поваренной соли.

2.3 Выращивание кристаллов из медного купороса.

Опыт 2.(рис.8,9)Берем банку с водой, добавляем медный купорос, тщательно перемешиваем до тех пор, пока он будет растворяться.  Ёмкость с водой лучше всего постепенно подогревать для  более быстрого растворения химиката.   В процессе вода начнет менять цвет - от светло- голубого,  до тёмно- синего. Убрать в темное место на 1 день. На дне банки образовались маленькие кристаллы. Нужно выбрать самый большой- это «затравка». После этого в стеклянную банку  опускаем «затравку» на обычной ниточке, привязанной на карандаш. И уже через пару дней мы видим, что на «затравку» наросло множество маленьких кристалликов синего цвета. (Рис.10,11,12,13)

Результат: мы получили кристалл медного купороса.

Для того чтобы сделать наш кристалл еще красивее можно покрыть его бесцветным лаком для ногтей.

Выращенные кристаллы небольшой формы можно использовать в качестве украшения, например, рамки для фотографий или других предметов.

.

Заключение.

При выполнении этой работы мы выяснили, что мир кристаллов красив и разнообразен. Каждый его представитель уникален по своим свойствам, размерам и особенностям строения. Кроме того, что кристаллы красивы, они играют важную роль в жизни человека.

В ходе работы мы исследовали очень интересное свойство кристаллов- их рост в искусственной среде. Оказывается, кристаллы можно вырастить дома, без каких- либо усилий.

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтверждается: нам удалось вырастить кристаллы медного купороса в домашних условиях .

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях

Исследовательская работа мне очень понравилась. В ходе ее выполнения, я познакомился со способами выращивания кристаллов. Узнал много интересного, познавательного. Но самое главное - самостоятельно вырастил кристаллы соли и медного купороса в домашних условиях.

Список используемой литературы.

  1. http://course-crystal.narod.ru/p31aa1.html: Мир кристаллов

  2. М.П. Шасколинская. Кристаллы.: Москва. - Наука. Физико-математическая литература, 1995г.

  3.  Универсальная школьная энциклопедия для детей «Аванта +». 2004 год.

  4.  www. venda. ru

  5. «Хочу всё знать. Занимательная химия». И.А.Леенсон.1 996 год.

  6. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1990

Приложение

infourok.ru

Исследовательская работа " Выращивание кристаллов в домашних условиях"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 28 

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Работу выполнила:

Здор Злата,10 группа

Научный руководитель:

Шурикова Ольга Анатолиевна

г.Яровое -2017

Оглавление:Введение…………………………………………………………………………………………………………..3 стр

Глава 1.Выращивание кристаллов в домашних условиях.………..……………5 стр.

1.1 Меры безопасности……………………………………………………………5 стр.

1.2 Выращивание кристаллов из поваренной соли……………………………...5 стр.

1.3 Выращивание кристаллов из медного купороса………………………….....5 стр.

1.4 Выращивание кристаллов из химического реактива………………………..6 стр.

Заключение……………………………………………………………………….. 6 стр.

Литература…………………………………………………………………………7 стр.

Приложение………………………………………………………………………...8 стр.

Введение

«Почти весь мир кристалличен.

В мире царит кристалл и его

твердые, прямолинейные законы».

А.Е. Ферсман.

Кристаллы часто встречаются в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев. Все камни - это кристаллы! Причем не только яркие и блестящие драгоценные камни (алмазы, рубины, сапфиры), но и обычные, из которых состоят горы, скалы , ущелья и пещеры. Сейчас мы знаем, что даже некоторые части организма кристалличны, например, роговица глаза. В настоящее время изучением многообразия кристаллов занимается наука КРИСТАЛЛОГРАФИЯ. Существуют даже кристаллы, которые можно съесть! Это соль и сахар, которые имеются на каждой кухне. Кристаллы широко применяются в науке, промышленности, оптике, электронике.

У нас есть дача, где мы выращиваем овощи, фрукты и цветы. Однажды мама обрабатывала растения странной голубой жидкостью, и я решила узнать, для чего она это делает? Мама сказала, что это раствор медного купороса и нужен он для того, чтобы защитить фрукты и овощи от различных болезней. Я захотела узнать побольше об этом веществе. Изучив литературу, мы узнали, что медный купорос – это соль (соль - с химической точки зрения) голубого цвета, не ядовитая для человека (если только ее не кушать) и применяется она не только в садоводстве, но и в медицине, в строительстве и даже в пищевой промышленности! Но самым интересным для меня оказалось то, что каждая отдельная частица этой соли - это кристалл! Оказывается, кристаллы можно вырастить самому! Нас очень заинтересовала эта тема, и мы решили вырастить кристалл из соли медного купороса, из обычной поваренной соли и специального химического реактива. Ведь он должен получиться очень красивым! Но как это сделать, какие меры предосторожности нужно соблюдать, мы с мамой не знали. Поэтому мы решили изучить этот процесс.

Так была выбрана тема исследования: «Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса в домашних условиях».

Актуальность исследования состоит в том, что выращивание кристаллов - увлекательное занятие, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных открывателей. Объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.

Цель работы: научиться выращивать кристаллы поваренной соли и медного купороса в домашних условиях

Задачи:

  • узнать, что такое кристаллы.

  • изучить процесс выращивания кристаллов.

  • ознакомиться с мерами безопасности при работе с медным купоросом.

  • вырастить кристалл из соли и медного купороса.

  • проанализировать полученные результаты.

Объект исследования - кристаллы.

Предмет исследования - процесс кристаллизации.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что кристаллы поваренной соли,медного купороса и химического реактива можно вырастить дома

Методы исследования:

  • накопление теоретического материала.

  • проведение опытно-экспериментальной деятельности с целью получения кристаллов из медного купороса.

  • анализ полученных результатов исследования.

Необходимое оборудование:

  • Соль медного купороса (можно приобрести в магазине садоводства) Поваренная соль (можно приобрести в продуктовом магазине)Набор для выращивания кристаллов с помощью химических реактивов.

  • Ёмкость, где мы будем выращивать наш кристалл

  • Нитка

  • Карандаш

Глава 1. Выращивание кристаллов в домашних условиях.

1.1 Меры безопасности

При выращивании кристалла из соли и медного купороса, нужно всегда помнить, что это химический реактив, поэтому работать с ним детям можно только под присмотром родителей. Хотя соль и медный купорос не ядовит, но соблюдать меры безопасности необходимо:

1.Не пробовать на вкус

2.Избегать попадания вещества в нос и в глаза.

3.Из посуды, которая была использована в ходе эксперимента, кушать строго запрещено.

4.Во время роста кристаллика не трогать его руками, потому что на нем останутся следы от пальцев, и кристалл будет расти неправильной формы.

5.Всегда мыть руки по окончании опытов.

1.2 Выращивание кристаллов из поваренной соли

Выращивание кристаллов — очень и очень интересное занятие. Но для того, чтобы результат получился действительно красивым необходимо аккуратно выполнять все действия и набраться терпения.

Опыт 1.(рис.1,2,3,4,5)Растворяем в воде соль до тех пор, пока она не будет растворяться,  и станет оседать на дно банки. Мы получили насыщенный раствор соли. Переливаем его в чистую ёмкость, процеживаем. Выбираем любой понравившийся более крупный кристаллик поваренной соли,  привязываем за нитку и подвешиваем, чтобы он не касался стенок стакана. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться.(Рис.6,7)

Результат: мы получили кристалл поваренной соли.

1.3 Выращивание кристаллов из медного купороса.

Опыт 2.(рис.8,9)Берем банку с водой, добавляем медный купорос, тщательно перемешиваем до тех пор, пока он будет растворяться.  Ёмкость с водой лучше всего постепенно подогревать для  более быстрого растворения химиката.   В процессе вода начнет менять цвет - от светло- голубого,  до тёмно- синего. Убрать в темное место на 1 день. На дне банки образовались маленькие кристаллы. Нужно выбрать самый большой- это «затравка». После этого в стеклянную банку  опускаем «затравку» на обычной ниточке, привязанной на карандаш. И уже через пару дней мы видим, что на «затравку» наросло множество маленьких кристалликов синего цвета. (Рис.10,11,12,13)

Результат: мы получили кристалл медного купороса.

1.4 Выращивание кристаллов из химического реактива.

Опыт 3.(рис14,15,16,17)Вскрываем специальный набор «Лучистые кристаллы» для выращивания кристаллов с помощью химического реактива. Следуем согласно инструкции ,соблюдая меры безопасности. Нарезаем полосочки из твердого картона(он прилагается к набору). Плотно закрепляем их в подставке в вертикальном положении. Поливаем сверху химическим реактивом ,оставляем на несколько дней.

Результат: мы получили кристалл из химического реактива.

Для того чтобы сделать наш кристалл еще красивее можно покрыть его бесцветным лаком для ногтей.

Выращенные кристаллы небольшой формы можно использовать в качестве украшения, например, рамки для фотографий или других предметов.

Заключение.

При выполнении этой работы мы выяснили, что мир кристаллов красив и разнообразен. Каждый его представитель уникален по своим свойствам, размерам и особенностям строения. Кроме того, что кристаллы красивы, они играют важную роль в жизни человека.

В ходе работы мы исследовали очень интересное свойство кристаллов- их рост в искусственной среде. Оказывается, кристаллы можно вырастить дома, без каких- либо усилий.

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтверждается: нам удалось вырастить кристаллы медного купороса в домашних условиях .

Список используемой литературы.

  1. http://course-crystal.narod.ru/p31aa1.html: Мир кристаллов

  2. М.П. Шасколинская. Кристаллы.: Москва. - Наука. Физико-математическая литература, 1995г.

  3.  Универсальная школьная энциклопедия для детей «Аванта +». 2004 год.

  4.  www. venda. ru

  5. «Хочу всё знать. Занимательная химия». И.А.Леенсон.1 996 год.

  6. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1990

Приложение.

Рис(1,2,3,4,5):

Рис(8,9,10,11,12,13):

Рис(14,15,16,17):

infourok.ru

Исследовательская работа на тему: Выращивание кристаллов

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Билитуйская средняя школа

Название конференции Районная научно-практическая конференция для учащихся 5-8 классов «Шаг в науку»

Тема: «Выращивание кристаллов в домашних условиях».

Проектная работа.

Российская Федерация

Пст. Билитуй

Забайкальского края

Забайкальского района

Выполнила:

ученица 5 класса

Забелина Виктория Сергеевна

Научный руководитель:

Забелина Алена Васильевна

Учитель начальных классов

МОУ Билитуйской СОШ

2014 г

Содержание.

  1. Краткая аннотация. Мы живем в мире кристаллов.

  2. Аннотация.

  • Цель исследования.

  • Задачи исследования.

  • Методы исследования.

  • Объект исследования.

  • Предмет исследования.

  • Актуальность.

  1. Материалы и оборудование.

  2. Научная статья.

  • Выращивание кристаллов из соли.

  • Выращивание кристаллов из сахара.

  • Выращивание кристаллов из медного купороса.

  • Выращивание кристаллов из квасцов. Корона в «бриллиантах».

5. План исследования.

6. Заключение.

7. Литература.

«Выращивание кристаллов в домашних условиях».

Забелина Виктория Сергеевна

Российская Федерация

Забайкальский край

Пст. Билитуй

МОУ Билитуйская СОШ

5 класс

Краткая аннотация.

Мы живем в мире кристаллов.

Кристаллы окружают нас повсюду. Кто не рассматривал песчинки на речном берегу или не любовался снежинками? И морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев. В земле иногда находят камни такой формы, как будто их кто-то тщательно выпиливал, шлифовал, полировал. Правильность и совершенство формы этих камней, безукоризненная поверхность - поражают. Трудно поверить, что такие многогранники образовались сами без помощи человека. Вот эти-то камни с природной, то есть не сделанной руками человека, правильной, многогранной формой и называются кристаллами.

Твердые тела, из которых строят дома, делают станки, вещества, которые мы употребляем в быту,- почти все они относятся к кристаллам.

Представление древних о кристаллах было похоже на легенды. Верили, что хрусталь образуется изо льда, а алмаз – из хрусталя. Кристаллы наделялись множеством таинственных свойств: исцелять от болезней, предохранять от яда, влиять на судьбу человека…

Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Недаром существуют выражения: «прозрачный, как кристалл», «кристально чистый». Слово «кристалл» происходит от греческого «крюсталлос», то есть «лед». Полагали, что лед, находясь длительное время в горах, на сильном морозе, окаменевает и теряет способность таять.

«Выращивание кристаллов в домашних условиях».

Забелина Виктория Сергеевна

Российская Федерация

Забайкальский край

Пст. Билитуй

МОУ Билитуйская СОШ

5 класс

«Выращивание кристаллов в домашних условиях».

Аннотация.

Цель работы: провести исследование по выращиванию кристаллов поваренной соли, сахара, алюминиевых квасцов и медного купороса в домашних условиях.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать текстовый и иллюстративный материал по данной теме.

  2. Изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета.

  3. Выполнить опытно-экспериментальную работу по изученным методикам.

  4. Проанализировать полученные результаты.

Возникло ещё много проблемных вопросов:

– Что такое кристаллы?

– Возможно ли вырастить кристаллы в домашних условиях

Методы исследования:

  • Накопление теоретического материала.

  • Проведение опытно-экспериментальной деятельности с целью получения кристаллов из поваренной соли, сахара и медного купороса.

  • Анализ полученных результатов исследования.

Объектом исследования являются кристаллы.

Предметом исследования – процесс кристаллизации.

Гипотеза исследования: мы предположили, что кристаллы могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменить условия кристаллизации и растворить различные вещества, то можно получить кристаллы разной формы и цвета в домашних условиях.

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, занятиях кружка «Юный химик».

Что же такое кристаллы? Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) «лёд». По данным энциклопедии, кристалл - это твердое тело. Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара. Кристаллы бывают естественного происхождения и искусственного, выращенные в специально-созданных условиях. И каждый человек, при желании может легко вырастить кристаллы у себя дома. Но для того, чтобы результат получился действительно красивым необходимо аккуратно выполнять все действия.

В Интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных химических веществ. Но так как у нас был набор для экспериментов, мы решили проверить все самостоятельно и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, сахар, алюминиевые квасцы и медный купорос.

Проанализировав текстовый материал и определив методы исследования, провели экспериментальную работу по выращиванию кристаллов в домашних условиях.

Материалы и оборудование.

Для проведения эксперимента нужно: стеклянные емкости, порошок медного купороса, алюминиевые квасцы, сахар, соль, термометр, мерный стаканчик, медная проволока, пищевой краситель, пластмассовый шпатель, бумажные салфетки, ножницы, карандаш, газета, марля (бинт).

«Выращивание кристаллов в домашних условиях».

Забелина Виктория Сергеевна

Российская Федерация

Забайкальский край

Пст. Билитуй

МОУ Билитуйская СОШ

5 класс

«Выращивание кристаллов в домашних условиях».

Научная статья.

  • Опыт №1 Выращивание кристаллов из поваренной соли.

Налили в стакан горячую воду, стали насыпать соль, до тех пор, пока она не перестала растворяться. Раствор процедили через фильтр, чтобы не осталось соринок. Остудили раствор. Взяли нитку с гаечкой, повесили на карандаше так, чтобы она погрузилась в раствор, но не достала дна. Поставили стакан с раствором в место, где нет сквозняков.

Результат: мы получили кристалл поваренной соли.

Вывод:

1. Поваренная соль состоит из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.

3. Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли.

4. По мере того как вода испаряется, соль снова образует кристаллы.

5. В домашних условиях можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с затравкой.

  • Опыт №2 Выращивание кристаллов из сахара.

В горячую воду всыпаем 2 столовые ложки сахара и хорошо перемешиваем, если сахар полностью растворился, добавляем еще немного. Когда на дне стакана останется нерастворимый осадок, значит раствор готов. Аккуратно наливаем по 2 столовые ложки раствора на каждое блюдце. Чтобы получить цветные кристаллы можно капнуть немного пищевого красителя. Через пару дней начнут расти кристаллы. Ждем еще несколько дней и любуемся получившимися кристаллами. Первый эксперимент не удался, так как раствор был не достаточно насыщен. Попробовали еще раз, получилось.

Результат: мы получили цветные кристаллы сахара.

Вывод:

1. Сахар состоит из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов сахара с водой, они растворяются.

3. По мере того как вода испаряется, сахар снова образует кристаллы.

  • Опыт №3 Выращивание кристаллов из медного купороса.

Берем банку с водой, добавляем медный купорос, тщательно перемешиваем до тех пор, пока он будет растворяться. Ёмкость с водой лучше всего постепенно подогревать для более быстрого растворения химиката. В процессе вода начнет менять цвет – от голубого до тёмно синего. После этого в стеклянную банку опускаем «затравку». Это обычная ниточка, привязанная на карандаш. И уже через пару дней мы видим, что на ниточку наросло множество маленьких кристалликов синего цвета. Продолжаем выращивание до тех пор, пока вода не станет светлого цвета, а кристаллы не перестанут расти.

Результат: мы получили кристалл медного купороса. Выращенные кристаллы небольшой формы можно использовать в качестве украшения, например, рамки для фотографий или других предметов.

  • Опыт 4. Выращивание кристаллов из квасцов. Корона в «бриллиантах».

Для начала делаем из медной проволоки небольшой каркас короны и обматываем его шерстяными нитками. Берем небольшую стеклянную баночку, наливаем в нее 100 мл воды (кипяченной). Поместим баночку в небольшую кастрюльку , в которую тоже наливаем воду. Кастрюлю ставим на плиту на малый нагрев. Помешиваем воду в баночке шпателем. Как только вода в ней нагреется до 50 – 60 градусов, плиту выключить. Не доводить воду до кипения!

Теперь в баночку добавляем небольшими порциями квасцы, помешивая смесь шпателем. Делать это до тех пор, пока вновь добавленное количество вещества не перестанет растворяться. Насыщенный раствор квасцов готов. Затем его быстро процедим через несколько слоев бинта или марли в новую баночку (кастрюльку). Опускаем каркас короны в раствор. Баночку накрываем газетой и ставим охлаждаться. Через сутки начали появляться кристаллы на короне.

Результат: мы получили кристалл квасца.

«Выращивание кристаллов в домашних условиях».

Забелина Виктория Сергеевна

Российская Федерация

Забайкальский край

Пст. Билитуй

МОУ Билитуйская СОШ

5 класс

«Выращивание кристаллов в домашних условиях».

План исследования.

  1. Можно ли самостоятельно вырастить кристаллы дома?

  1. Гипотеза исследования: мы предположили, что кристаллы могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменить условия кристаллизации и растворить различные вещества, то можно получить кристаллы разной формы и цвета в домашних условиях.

  2. Методы исследования:

  • Накопление теоретического материала.

  • Проведение опытно-экспериментальной деятельности с целью получения кристаллов из поваренной соли, сахара и медного купороса.

  • Анализ полученных результатов исследования.

Заключение.

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтверждается: нам удалось вырастить кристаллы поваренной соли, сахара, алюминиевых квасцов и медного купороса в домашних условиях.

Вывод:

  • при благоприятных условиях поваренная соль, сахар, медный купорос принимают форму кристаллов;

  • кристаллы различных веществ имеют разную форму;

  • на форму кристаллов оказывает влияние температура;

  • кристаллы различных веществ имеют различные свойства (одни кристаллы окрашиваются, другие – бесцветны; одни кристаллы растут хорошо, другие – плохо).

  • быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда в насыщенный раствор помещается кристалл- «затравка».

Литература.

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС. 1999.

  2. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

  3. Девяткин В.В. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг. 2000.

  4. Леенсон И.А. Занимательная химия. М.: Дрофа. 1996.

Интернет-ресурсы:

Кристаллизация – процесс перехода тела из жидкого состояния в твёрдое, причём оно принимает более или менее правильную геометрическую форму кристалла.

Растворение – процесс, при переходе твёрдого вещества в жидкое.

Насыщенный раствор – раствор, в котором растворённое вещество при данных условиях больше не растворяется.

Испарение - процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (пар) .

infourok.ru

Исследовательская работа "Выращивание кристаллов в домашних условиях" 1 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1 г. ЗАДОНСКА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Выращивание кристаллов

в домашних условиях»

ВЫПОЛНИЛ:

Бублик Денис Дмитриевич

ученик 1 класса Б

МБОУ СОШ №1 г. Задонска

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Панарина Марина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Задонска

ЗАДОНСК - 2016

Содержание:

1.Введение.

1.1.Аннотация………………………………………………стр.2

1.2. Цель работы…………………………………………....стр.3

1.3.Задачи исследования. ……………………… …………стр.3

1.4.Методы исследования. ………………………………...стр.3

1.5.Объект и предмет исследования. ……………………..стр.3

1.6. Гипотеза исследования. ……………………………….стр.4

1.7.Практическое значение. ……………………………….стр.4

2.Основная часть.

2.1.Что же такое кристаллы?.............................................стр. 5

2.2.Методика выращивания кристаллов. .........................стр.8

2.3. Мои опыты. …………………………………………..стр.9

2.3.1.Выращивание кристаллов поваренной соли

в домашних условиях. …………………………………….стр.9

2.3.2.Выращивание кристаллов сахара

в домашних условиях. ……………………………………стр.11

2.3.3.Выращивание кристаллов медного купороса

в домашних условиях. ……………………………………стр.12

3. Заключение. …………………………………………………..стр.14

4. Список литературы и Интернет-ресурсов. ………….……...стр.16

5. Приложение: Презентация исследовательской работы Power-point на

DVD-R.

Словно волшебный скульптор,

Светлые грани кристаллов

Лепит бесцветный раствор.

Н.А.Морозов

1.Введение.

1.1.Аннотация.

Кристаллы одни из самых красивых и загадочных творений природы.

Кристаллы окружают нас повсюду. Присмотритесь к песку, снежинкам, морозным узорам на стекле или инею на травинке. Правильность и совершенство формы кристаллов удивляют, как будто над ними трудился волшебник. Трудно поверить, что такие многогранники образовались сами без помощи человека, они со своей природной, правильной, многогранной формой и называются кристаллами.

Многие твердые тела, которые нас окружают и вещества, которые мы употребляем в быту - относятся к кристаллам. Представление древних о кристаллах было похоже на легенды. Верили, что хрусталь образуется изо льда, а алмаз – из хрусталя. Кристаллы наделялись множеством таинственных свойств: исцелять от болезней, предохранять от яда, влиять на судьбу человека, предсказывать будущее. О кристаллах слагали сказки – вспомните «Серебряное копытце», «Снежная королева», «Хозяйка медной горы».

Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Недаром существуют выражения: «прозрачный, как кристалл», «кристально чистый». Слово «кристалл» происходит от греческого «кристаллос», то есть «лед». Полагали, что лед, находясь длительное время в горах, на сильном морозе, окаменевает и теряет способность таять.

Меня заинтересовала эта тема, и я решил провести исследование.

Цель моей работы: провести исследование по выращиванию кристаллов поваренной соли, сахара и медного купороса в домашних условиях.

Задачи исследования:

  1. Изучить материал по данной теме.

  2. Изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета.

  3. Выполнить опыты по выращиванию кристаллов соли, сахара, медного купороса по изученным методикам.

  4. Проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

  • Накопление теоретического материала.

  • Проведение опытно-экспериментальной деятельности с целью получения кристаллов из поваренной соли, сахара и медного купороса.

  • Анализ полученных результатов исследования.

Объектом исследования являются кристаллы поваренной соли, сахара, медного купороса.

Предметом исследования – процесс кристаллизации различных растворов.

Гипотеза исследования: мы предположили, что кристаллы могут образоваться при создании определенных условий; значит, если создать необходимые условия для кристаллизации, то можно получить кристаллы разной формы и цвета в домашних условиях.

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, дополнительных занятиях в школе и дома.

Основная часть.

Что же такое кристаллы?

По данным энциклопедии, кристалл - это твердое тело. Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара. Кристаллы бывают природными и искусственными. Природные кристаллы «растут» в природе в естественных условиях. Для того чтобы вырос такой кристалл требуются годы, а то и века. Искусственные кристаллы выращивают на заводах, создавая для них специальные условия.

Кристаллы могут иметь разную форму. Иногда образуются дендриты – это кристаллы, похожие на веточки дерева. Они очень хрупкие, но красивые. Многие кристаллы имеют очень интересную структуру. Существует даже специальный Минералогический музей (https://www.fmm.ru/ ), посвящённый дендритам и драгоценным камням. В коллекцию кристаллов музея входит 4 800 крупных образцов природной огранки.

М и н е р а л о г и ч е с к и й    М у з е й   и м.   А. Е. Ф е р с м а н а      

 Р о с с и й с к а я    А к а д е м и я    Н а у к

В настоящее время изучением многообразия кристаллов занимается наука кристаллография. Она выявляет признаки единства в этом многообразии, исследует свойства и строение, как одиночных кристаллов, так и кристаллических агрегатов. Кристаллография является наукой, всесторонне изучающей кристаллическое вещество. Благодаря этой науке известны многие способы искусственного выращивания кристаллов. Некоторые кристаллы даже можно вырастить в домашних условиях. В природе можно встретить такие кристаллы как горный хрусталь, флюорит, исландский шпат, каменная соль. К сожалению их нельзя вырастить без специальных приборов, но к счастью есть множество других красивых кристаллов, которые можно вырастить в домашних условиях.

В давние времена считалось, что кристаллы представляют собой редкость. Действительно, нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое. Однако мелкокристаллические вещества встречаются весьма часто. Так, например, почти все горные породы: гранит, песчаники, известняк - кристалличны.

Образцы кристаллов:

Кристаллы бывают различными по размерам. Многие из них можно увидеть только в микроскоп. Но встречаются гигантские кристаллы, массой в несколько тонн. Разнообразие кристаллов по форме очень велико. Кристаллы могут иметь от четырех до нескольких сотен граней. И каждый человек, при желании может легко вырастить кристаллы у себя дома. Но для того, чтобы результат получился действительно красивым необходимо аккуратно выполнять все действия.

В Интернете и литературе можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных химических веществ. Самые доступные из них, для выращивания в наших условиях - обычная поваренная соль, сахар, медный купорос.

Проанализировав найденный материал и определив методы исследования, мы с мамой провели экспериментальную работу по выращиванию кристаллов в домашних условиях.

соль

сахар

медный купорос

Методика выращивания кристаллов.

Итак, процесс выращивания кристаллов в домашних условиях можно разделить на основные этапы:  .1. Растворить соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде (подогреть нужно для того, чтобы соль растворилось немного больше, чем может раствориться при комнатной температуре). Растворять соль до тех пор, пока будете уверены, что соль уже больше не растворяется (раствор насыщен!) 2. Насыщенный раствор процедить и перелить в другую ёмкость, где можно производить выращивание кристаллов

3. Привязать на нитку затравку, нитку привязать к палочке и положить палочку на края стакана (ёмкости), где налит насыщенный раствор.

4. Перенести ёмкость с насыщенным раствором в место, где нет сквозняков, вибрации и сильного света.

5. Накрыть сверху ёмкость с кристалликом бумагой, чтобы не попадали пыль и мусор. Оставить на несколько дней. 

Мои опыты.

  1. Выращивание кристаллов поваренной соли.

Я решил вырастить кристаллы соли.

 Налил в стакан горячую воду, стал насыпать соль, до тех пор, пока она не перестала растворяться. Затем мы поставили раствор на водяную баню и продолжали добавлять и размешивать соль, пока не появился осадок.

Горячий раствор процедили через фильтр (воронка и хлопчатобумажная ткань), чтобы не осталось соринок.

Раствор разделили на 2 части, в одну добавили пищевой краситель желтого цвета. Накрыли стаканы кружком из картона с отверстием в середине. Взяли нитку с затравкой, повесили на счетной палочке так, чтобы она погрузилась в раствор, но не касалась стенок и не доставала до дна. Поставили стаканы с раствором в место, где нет вибрации и сквозняков. Для приготовления затравки мы выбрали простой способ – просеяли соль через крупное сито, выбрали крупный кристалл соли правильной формы, также вместо него можно использовать бусину, гайку, камешек.

Уже через сутки мы получили кристаллы поваренной соли правильной формы и таких размеров, примерно, как кристалл затравки.

В растворе с пищевым красителем кристаллы соли были слабо окрашены в желтый цвет, присутствие красителя не повлияло на скорость образования кристаллов соли, в обоих стаканах размеры и форма кристаллов примерно одинаковые.

2.Выращивание кристаллов сахара.

Ещё я попытался вырастить кристалл сахара.

Чтобы его вырастить, налил в стакан тёплой воды и стал класть в неё сахар, пока он не перестал растворяться. Потом подвесил ниточку с бисеринкой. Прошло больше 3 недель, а кристалл, к сожалению, не вырос.

Тогда мы воспользовались другой методикой. В 1/3 стакана горячей воды всыпали 2 столовые ложки сахара и хорошо перемешали, когда сахар полностью растворился, добавили еще немного. Когда на дне стакана остался нерастворимый осадок - раствор готов. Аккуратно налили 2 столовые ложки раствора на блюдце. Через пару дней начали расти мелкие кристаллы.

3. Выращивание кристаллов медного купороса.

Также я вырастил очень красивые синие кристаллы медного купороса. Мы с мамой купили порошок медного купороса в магазине «Все для сада». Его используют для борьбы с вредителями и болезнями растений. Порошок ядовит, поэтому этот опыт я проводил под контролем мамы.

На стакан горячей воды положили 50 г. порошка. Опустили в стакан нитку с затравкой (к ней был привязан крупный кристалл купороса), накрыли стакан бумагой и поставили подальше от сквозняков. По мере испарения раствора на его поверхности начала образовываться корка, которая поползла по стенкам стакана. Когда испарилось достаточно много раствора, начали расти мелкие кристаллы, но они росли очень медленно, прошло более 2 недель – а на нитке были микроскопические кристаллики. Тогда мы с мамой повторили опыт – только на 150 мл воды добавили 100 г купороса и грели на водяной бане, постоянно помешивая, пока порошок не перестал растворяться. Снова процедили, поместили в стакан затравку и поставили в шкаф.

Уже на следующий день в стакане были крупные кристаллы, размером более 3 см. А через неделю мы их достали и измерили – они выросли больше 5см.

Заключение. Я ответил на свои вопросы, опробовал методику выращивания кристаллов в домашних условиях, подтвердил гипотезу исследования и сделал для себя следующие выводы:  . 1. при благоприятных условиях поваренная соль, сахар, медный купорос принимают форму кристаллов и их можно вырастить в домашних условиях;

  1. кристаллы могут расти за счет добавления новых слоев, если есть нужное вещество (то есть, чтобы кристалл «рос» красивым за ним нужно ухаживать: убирать соринки, добавлять новый раствор, кристаллы растут из растворов, когда испаряется вода); 

  2. кристаллы различных веществ имеют разную форму; 

  3. на форму и скорость роста кристаллов оказывает влияние насыщенность раствора;

  4. кристаллы различных веществ имеют различные свойства (одни кристаллы окрашены, другие – бесцветны; одни кристаллы растут хорошо, другие – плохо).

  5. быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда в насыщенный раствор помещается кристалл- «затравка» и растущий кристалл находится в состоянии покоя.

А еще я понял, что выращивание кристаллов интересное и увлекательное занятие. Я обязательно продолжу свои опыты по выращиванию кристаллов. Я хочу попробовать вырастить кристаллы с применением других веществ и на других затравках (бусины, камни, гайки, пуговицы), а возможно мне даже удастся вырастить очень крупный одиночный кристалл.

Список литературы и Интернет-источников:

1.  Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС. 1999.

2.   Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

3.  Боровицкий П.И. Краткий справочник преподавателя естествознания.  М.: Учпедгиз. 1951.

4.  Владимиров А.В. Солёное золото: Научно-худож. литература. М.:                Дет. лит.1986.

5.  Девяткин В.В. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг. 2000.

6.   Леенсон И.А. Занимательная химия. М.: Дрофа. 1996.

7.   Энциклопедический словарь химика. М.: Педагогика. 1990.

8. М.П. Шасколинская. Кристаллы.: Москва. - Наука. Физико-математическая литература, 1995г.

9.Пикин С.А., Блинов Л.М. Жидкие кристаллы. — М., 1982 http://course-crystal.narod.ru/p31aa1.html

10.Бембель Е.И. Память воды http://www.geofon.ru/ 

11.Сайт Государственного геологического музея им. Вернадского http://www.sgm.ru/

12.Сайт Государственного минералогического музея им. А.Е. Ферсмана https://www.fmm.ru/

infourok.ru


Смотрите также

НАС УЖЕ 77 321

Подпишись на обновления сайта! Получай статьи на почту: